Восприемники

Как правильно выбирать восприемников (крестных родителей) и какие у них обязанности?

Василий, Луганск

Путь каждого христианина к Царству Божию начинается с Таинства Крещения. Для принятия Крещения необходимы вера и покаяние. Православная Церковь учит, что вера в таинство и связанное с этим искреннее желание его принятия являются необходимыми условиями для того, чтобы действие таинства было спасительным: “Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет” (Мк. 16: 16).


В соответствии с церковным уставом в крещении младенцев и взрослых принимают участие восприемники — духовные родители. Восприемники появились в Церкви из практики крещения взрослых, и затем уже их стали брать для крещения детей. Человек, желавший присоединиться к Церкви, должен был прийти к епископу или пресвитеру через посредство какого-либо члена Церкви, который поручался за него. Главная роль поручителя, то есть восприемника, заключалась в руководстве жизнью готовящегося к Таинству Крещения. Он должен был научить своего крестника основам православной веры и благочестия.
При крещении детей функции восприемника претерпели изменения. Теперь их роль не оканчивалась крещением, а начиналась с восприятия ребенка из купели. Они свидетельствовали Церкви, что дети, воспринятые ими, будут воспитаны в христианской вере.Следует отметить, что практика восприемничества существует в Церкви с древности, о поручителях упоминает богослов II в. Тертуллиан. Например, участие поручителя в крещении зафиксировано 54‑м правилом Карфагенского Собора 419 г.: “Болящие, которые за себя отвечать не могут, да будут крещаемы тогда, когда, по их изволению, изрекут свидетельство о них другие, под собственною ответственностью”.
По церковному уставу и обычаю древней Церкви достаточным считался один восприемник или одна восприемница, одинакового пола с крещаемым. Но впоследствии в крещении, которое, по учению Церкви, является духовным рождением человека по аналогии с рождением плотским, стали участвовать и восприемник, и восприемница — крестные отец и мать. Этот обычай распространился на Западе в VIII в., позже он проник и на Восток. На Руси он распространился уже в XIII в., окончательно утвердившись после XV в.
К восприемничеству допускается не каждый человек. Крестными родителями могут быть лишь лица, принадлежащие к Православной Церкви. Причем не те, кто посещает храм всего несколько раз в году — на Пасху или Рождество, — а кто регулярно исповедуется и причащается. Подлинная христианская вера немыслима без постоянной молитвы и общения со Христом в Таинстве Причащения Его Тела и Крови.
Родители крещаемого не могут быть его крестными. Согласно церковному праву, муж и жена не могут быть крестными одного ребенка. От восприемничества должны уклоняться монахи, а также лица, не достигшие церковного совершеннолетия, — 15 лет для мужчин и 13 лет для женщин. Не могут быть восприемниками недееспособные лица, не допускаются к восприемничеству иноверцы, еретики и отступники. Поскольку на крестных родителях лежит обязанность участвовать в религиозно-нравственном воспитании своих крестников, от восприемничества следует устранять лиц, не имеющих твердой и сознательной веры, а также лиц с сомнительными нравственными качествами.
Участие в крещении нескольких пар восприемников и восприемниц может быть допущено как исключение из правил при условии, что они будут участвовать в духовном воспитании ребенка. Если родители по каким-то другим причинам приглашают большее число крестных, то это является кощунством по отношению к Таинству Крещения. Так называемое “заочное восприемничество” может быть некоторым снисхождением к обстоятельствам, но не должно являться правилом.
Восприемники перед Богом и Церковью принимают на себя очень серьезные обязательства. Поэтому крестным родителям необходимо понимать ответственность, которую они на себя берут. Крестные должны научить своих крестников приступать к Таинствам Церкви, главным образом Исповеди и Причастию, дать им знание о смысле богослужения, приучать посещать церковные службы, поститься и вести благочестивую жизнь.
В их обязанности входит и забота о защите своих крестников от всевозможных соблазнов и искушений, которые особенно опасны в детском и юношеском возрасте. Крестные, зная особенности характера и способности воспринятых ими от купели, могут помочь им определить жизненный путь, дать совет в выборе образова­ния и подходящей профессии. В случае необходимости восприемники должны оказывать покровительство своим крестникам или даже брать их под свою опеку.
Легкомысленное отношение к обязанностям крестного является тяжким грехом, поскольку от этого зависит судьба крестника. Не стоит бездумно соглашаться на приглашение стать восприемником, особенно если один крестник уже есть. Также и отказ идти в кумовья не стоит считать пренебрежением и воспринимать с обидой. В случае если связь между восприемником и его крестником прервалась, то всегда остается возможность молиться о своем духовном чаде. А это уже многое значит!
Следует отметить, что восприемники со своими крестниками и их родителями вступают в духовное родство, а это имеет особое значение в брачном церковном праве. Отцы Трулльского Собора в 53‑м правиле запретили браки между восприемниками и родителями воспринятых.
На протяжении столетий степень духовного родства, препятствующая заключению брака, менялась. В XIX в. Синод Русской Православной Церкви нашел непреодолимое препятствие к браку лишь в отношениях между восприемницей и отцом ее крестницы, а также между восприемником и матерью крестника.
В заключение приведем слова святителя Иоанна Златоуста: “Обратим слово и к восприемникам вашим, чтобы могли увидеть и они, какого удостоятся вознаграждения, если проявят о вас великое усердие, и напротив, какое последует им осуждение, если впадут в беспечность. Подумай, возлюбленный, о тех, кто принял поручительство о деньгах, что они большей подвергаются опасности, чем должник, взявший деньги. Ибо если должник окажется благоразумным, то облегчит бремя кредитору; если же станет неразумным, то уготовит ему большую опасность… Если же принявшие поручитель­ство о деньгах считают себя ответственными, то насколько же больше те, кто причастен к духовному, те, кто приняли поручительство о добродетели, должны проявить великую заботу, убеждая, советуя, исправляя, проявляя отцовскую любовь… Узнали теперь и вы, восприемники, что немалая угрожает вам опасность, если впадете в беспечность”.

Подготовил
протоиерей Николай Баранов

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Добавить комментарий