e0bf8c829ef50607d6b907314af

ВОЛКИ В ОВЕЧЬИХ ШКУРАХ

Поводом для размышлений стало посещение спектакля, который разыграли дети под руководством молодого педагога. Постановка народной сказки «Волк и семеро козлят» привела родителей в умиление, хотя некоторые моменты спектакля и вызвали недоумение. Что же произошло на этом безобидном представлении? Хочется думать, что ничего дурного, однако семя неправды было брошено в души детей.


ПРЕВРАТНОЕ ТОЛКОВАНИЕ

Волк, олицетворение зла в народной сказке, по версии режиссера приобрел образ «милашки», который не собирался никого кушать, а соблазнил козлят с единственной целью — поиграть с ними! И хотя мама-Коза запретила открывать Волку, так как знала или подозревала о его коварстве, козлята были правы, что не послушали маму, потому что Волк-то был «хороший» и не собирался есть козлят, он просто хотел с ними поиграть. Мама, с ее старыми и несовременными представлениями, оказывается, ошибалась, предполагая, что Волк злой и что вообще зло есть. Все рады, все дружат и веселятся. Затем поется гимн маме.

В конце спектакля я задала режиссеру вопрос об этической стороне его версии. На что он ответил: «А вы считаете, что есть злые люди? Что есть зло? Зла нет! Вы что, хотите, чтобы у детей был страх, чтобы они боялись зла?». На это я ответила, что верно, страха быть не должно, но верно также и то, что дети не должны быть беспечны. Не случайно сложено немало народных сказок про беспечность: «Колобок», «Петушок — золотой гребешок», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Образ зла в народных сказках никогда не был дружелюбным и миролюбивым. Не во всех сказках зло откровенно неприкрытое — например, Баба-Яга, Кощей Бессмертный. Есть много сказок, где зло завуалировано хитростью и лестью (образ Лисы, родных братьев, мачехи). Главное, что есть в народных сказках, так это то, что зла не нужно бояться, его нужно преодолевать, с ним нужно бороться, а не обманываться, проявляя беспечность. В народных сказках зафиксирован многовековой опыт не одного поколения, эта житейская мудрость не может быть перечеркнута чьей-то личной философской позицией или мнением.

ОПАСНЫЙ ПОВОРОТ

Модернистские идеи, которые выворачивают многовековой традиционный опыт, не так уж безобидны. За этими воплощенными в жизнь (например, в виде детского спектакля) идеями стоит определенная, достаточно жесткая идеология, проводником которой в данном случае оказался молодой режиссер. Существуют разные уровни восприятия действительности — от духовного, философского, этического до житейского. Хорошо, когда более низкие уровни пронизаны высшими, если при этом не происходит искажения. Этический закон предполагает четкое разделение добра и зла, черного и белого. Без этого человек не может ориентироваться в мире, а принимая зло за добро, он легко становится жертвой зла. Ребенок, полагающий, что нет зла и злых людей, легко может стать жертвой преступления.

Особый вред наносится детям, когда якобы в целях воспитания, под видом «безобидных» спектаклей, книг, журналов, внедряется определенная идеология. Коварство приведенного случая состоит в том, что через традиционную сказку проводятся отнюдь не традиционные идеи. Это пример еще одного камуфляжа зла в одежды традиционной культуры. Как же внимательны должны быть сейчас те, кто воспитывает детей!
Мы живем во время, когда зло не проявляет себя явно, а прикрывается добром и соблазняет людей своими посулами, которые иначе как сыром в мышеловке не назовешь.
Проблема размывания границ между добром и злом актуальна для современных людей. Как стираются грани? По-разному. При одном непременном условии: когда в сознании человека нет четких ориентиров истины.

Вот и наш режиссер воплотил свою идею — даже не стирания граней между добром и злом, а просто исказил сказку, основной смысл которой состоял в развитии у детей послушания, чувства ответственности за поступки. Дети должны были увидеть последствия беспечности, но режиссер отклонил поучительный призыв сказки.
Так мало-помалу отвергаются традиционные ценности. Непонятно и досадно, что никто этого не заметил. Я не говорю о родителях. Этого не заметили даже педагоги! А кое-кто покрутит хвостиком и сильно порадуется.

 Ирина Коган

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Добавить комментарий