ВАВИЛОНСКОЕ СТОЛПОТВОРЕНИЕ

Интересно толкование часто употребляемого в нашей жизни крылатого выражения «вавилонское столпотворение». Когда мы слышим слово «столпотворение», то представляем большую, шумную, беспокойную толпу, где каждый говорит о своем. На самом деле слово «столпотворение» происходит от двух церковнославянских слов: «столп» — башня, и «творение» — строительство. А что же означает слово «вавилонское»?
 Оно происходит от названия богатейшего и могущественного города языческого мира Вавилона (слово «вавилон» означает смешение). Народы Междуречья, Ближнего Востока и Иудеи изумлялись его богатству и трепетали перед могуществом города-государства, а Иудейское царство, по слову пророков Божиих Исаии и Иеремии, было завоевано вавилонянами (586 г. до Р. Х.).

Во время 70-летнего Вавилонского плена израильтяне оказали большое духовное влияние на вавилонян в познании истинного Бога. Так, пророк Даниил был другом и просветителем Вавилонского царя Навуходоносора, заставившим его признать истинность и могущество Бога.
Для того чтобы понять духовный смысл выражения «вавилонское столпотворение», мы должны вспомнить о великом угоднике Божием ветхозаветном патриархе Ное. После потопа Ной, вместе с женой и тремя сыновьями Симом, Хамом и Иафетом, жил в районе горы Арарат, на территории современной Армении. Будучи земледельцем, он насадил вино­градник. Собрав урожай, Ной сделал из винограда вино. Не зная силы напитка, праведник выпил его, и, опьянев, уснул обнаженным в своем шатре. Хам увидел своего отца обнаженным, посмеялся над ним и рассказал об увиденном своим братьям. Сим же с Иафетом благоговейно подошли к отцу и с любовью покрыли наготу его. Ной, узнав о дерзком поступке Хама, пророчески изрек: проклят Ханаан (сын Хама. — В. Н.); раб рабов будет он у братьев своих. Потом сказал: благословен Господь Бог Симов; Ханаан же будет рабом ему. Да распространит Бог Иафета; и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему (Быт. 9: 25–27). По слову Ноя, за эту насмешку потомки Хама до своего покаяния должны были находиться в рабстве у потомков Сима и Иафета. Имя Хама приобрело нарицательное значение. С тех пор грубых, невоспитанных людей называют хамами, а их поведение — хамством.
Ветхозаветный патриарх Ной совмещал в себе служение первосвященника, приносившего жертвы Богу, пророка, возвещавшего тайны Божии, и царя, руководившего жизнью своей большой семьи. Поэтому его власть над членами семьи была абсолютной и его пророчества исполнялись. После смерти Ноя произошло расселение его потомков по земле. Потомки старшего сына Ноя, Сима, поселились в Палестине, потомки Хама — в Африке, за исключением рода младшего сына Хама, Ханаана, оставшегося в Палестине, которая стала называться «землей Ханаанской». Потомки Хама освоили немало земель и построили много городов, но, в отличие от глубоко благочестивых потомков Сима и Иафета, они стремились к мирскому богатству. От сына Хама Хуша родился Нимрод, основатель вавилонского царства в Месопотамии. Книга Бытие повествует о Нимроде: сей начал быть силен на земле. <…> Царство его вначале составляли: Вавилон, Эрех, Аккад и Халне, в земле Сеннаар (Быт. 10: 8, 10). Подчинив эти города себе, он создал первую в мире монархию со столицей в Вавилоне.
О воздвижении вавилонской башни потомками Хама в Книге Бытие сказано: на всей земле был один язык и одно наречие. Двинувшись с Востока, они нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там. И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести. И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес; и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли. И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие. И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать. Сойдем же, и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город. Посему дано ему имя: Вавилон; ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле (Быт. 11: 1–9). Почему же потомки Хама все-таки построили вавилонскую башню? Они не смирились с волей своего праотца Ноя, его пророчество казалось им несправедливым. Вместо того чтобы с помощью молитвы и покаяния стяжать чистоту сердца, ибо блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят (Мф. 5: 8), потомки Хама возмечтали достичь полноты духовного совершенства и материального благополучия без Бога. Плодородные земли Месопотамии, богатые доходы от торговли не принесли вавилонянам душевного мира. Напротив, их сердца наполнились гордыней и самонадеянностью. Стремление Нимрода подчинить своей власти как можно больше народов могло привести ко всемирной диктатуре и затруднить исполнение Божественного Промысла о спасении человечества через искупительный подвиг Господа Иисуса Христа. Стремление воздвигнуть вавилонскую башню не было плодом деятельности покаянного сердца во славу Божию, как происходит при строительстве христианских церквей. Это была горделивая, на грани безумия попытка бросить вызов Богу. Строители башни как бы говорили Богу: «Господи, мы такие всемогущие, что превзойдем и Тебя. Будем как Ты, но без Тебя». Поэтому Господь, промышляющий о спасении всех, остановил это безумное предприятие.
Слова сошел Господь посмотреть город и башню следует понимать в том смысле, что Господь особым образом обозначил Свое присутствие среди строителей башни. А в словах сойдем же, и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого святые отцы видят прикровенное указание на Триединство Бога.
До смешения языков все народы мира, согласно Писанию, говорили на одном языке. Это очень облегчало и человеческое общение, и религиозную жизнь. В чем именно состояло смешение языков, трудно сказать. Может быть, строители башни стали по-разному произносить и понимать отдельные фразы и слова. Перестав понимать друг друга, они уже не могли завершить начатое дело и разошлись по земле. Каждый народ основал свой город или государство и начал жить отдельной жизнью. Порожденное вавилонским столпотворением разнообразие языков, стало одним из важнейших нацио­нальных признаков каждого народа. Вавилонское разобщение народов было преодолено в день Пятидесятницы, когда Святой Дух чудесно почил на апостолах, благословив их проповедовать Евангелие на всех языках мира.
А развалины вавилонской башни существуют и по сей день, как грозное напоминание того, к чему может привести богоотступничество.

Виктор Науменко

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Добавить комментарий