В радостях и бедствиях пребывая История Густынской пустыни

В 14 километрах от Прилук находится с. Густынь,
которое имеет древнюю и в то же время трагическую историю…

Густынские летописи
Среди старинных важных документов, повествующих об истории этого края, сохранилась (в копиях) «Густынская летопись». Исследователи считают, что ее составил в 1623–1627 гг. культурный и церковный деятель архимандрит Захария (Копыстенский). Начальная редакция выполнена в первой половине XVII в., другая переписана в 1670 г. иеромонахом Густынского монастыря Михаилом (Лосицким). В них описана история со времен Киевской Руси до 1597 г., в которой рассказывается о политике литовских князей, шляхетской Польши, султанской Турции, а также изложены древнерусская, польская, литовская и византийская хроника и разные ведомости.
Существует «Летопись об основании и создании Густынского монастыря», охватывающая период 1600–1640 гг., написанная неизвестным автором. Она освещает историю обители как очага идейной борьбы в Украине против унии и католичества, содержит сведения о деятельности гетмана Петра Сагайдачного. Это выдающийся памятник украинской историографии.

Рождение монастыря
Свято-Троицкий Густынский монастырь представляет собой уникальный ансамбль сооружений в стиле украинского барокко. Он весьма повлиял на архитектурное строительство Левобережной Украины. Этот мужской монастырь был основан в 1600 г. иеромонахом Иоасафом, который получил на то благословение игумена Афанасия. Взяв двух иноков, иеромонаха Евфимия и монаха Геннадия, он отправился за Днепр, чтобы выбрать место для создания обители. Осмотрев местность по берегам р. Удай, Иоасаф остановил свой взгляд на о. Густынь, где и решил положить начало монашескому житию.
Со своими учениками он поселился здесь, и вскоре к нему на остров стали приходить люди ради монашеского уединения и спасения. Благодаря усердию и помощи местных жителей, в 1614 г. Иоасаф соорудил деревянную церковь во имя Пресвятой Живоначальной Троицы. К этому времени собралось достаточное количество братии, и она пожелала иметь настоятеля. Им стал Иоасаф.
Создаваемая обитель нуждалась во многом, но И­оасаф был уже стар и устройство монастыря стало ему не по силам. Поэтому в помощь себе он призвал известного своим умом и благочестием Исаию (Копинского), игумена и настоятеля Антониевых (Ближних) пещер Киево-Печерской Лавры, желая иметь его преемником по управлению Густынским монастырем. Исаия принял приглашение Иоасафа и по благословению архимандрита Лавры прибыл в Густынь. Обозрев и одобрив выбранное для монастыря место, Исаия получил право на земли, находившиеся в то время во владении князей Вишневецких. Князь исполнил просьбу Исаии и Иоасафа и выдал им в 1615 г. грамоту на этот остров, а также на окрестные леса, пруды и угодья. После смерти князя Михаила Вишневецкого грамота была подтверджена его супругой княгиней Раиной (Ириной) Могилянской.
Игумен Исаия вместе с братией приступили к строительству монастыря. Было сооружено несколько зданий, а при трапезе устроен теплый храм в честь Успения Богоматери с приделом в честь Рождества Богородицы. Было создано два скита Густынского монастыря: Ладынский в 1616 г. и Мгарский, или Лубенский, в 1619 г., благодаря которым обитель получала все необходимое для своей жизни. Со временем они были обращены в самостоятельные монастыри. Случившиеся в 1625 и 1636 гг. пожары истребили почти все здания. Но с Божией помощью монастырь вскоре возродился вновь.

История главного храма
В 1639 г. обитель посетил Киевский митрополит Петр (Могила). Им был назначен новый игумен Илия (Торский). Владыка осмотрел монастырь и велел поставить крест, указав построить на этом месте новую большую церковь. В 1641 г. эта церковь была заложена и через три года освящена во имя Святой Живоначальной Троицы.
В первой половине XVII в., в эпоху гетманства (1647–1663), монастырь получил подтверждение от Богдана Хмельницкого на статус и право владения земельными угодьями. При игумене Авксентии в 1671 г. случился очередной пожар, уничтоживший Троицкую церковь, колокольню, другие постройки. Уцелела лишь Успенская трапезная церковь, церковь в честь первоверховных апостолов Петра и Павла и некоторые келии.
Но вскоре братия приступила к возрождению монастыря. Были построены новая колокольня, башня и келии. В 1674 г. началось сооружение каменного Свято-Троицкого собора (на средства гетмана Ивана Самойловича), действующего и поныне. 23 мая 1675 г., в день Cошествия Святого Духа, этот храм был освящен архиепископом Черниговским Лазарем (Барановичем), который при этом рукоположил в сан иеромонаха Димитрия, впоследствии славного светильника Православной Церкви, причисленного к лику святых, митрополита Ростовского.

Убиенные младенцы — дети Христовы
Троицкая церковь стоит на телах невинных мучеников. Об этом факте известно следующее. Однажды, при нападении на Украину поляков, местные жители, спасаясь от их преследований, бежали из своих домов и укрылись в лесах. Вблизи Густынской обители враги убили троих младенцев, а тела их бросили в поле около нее. Трупы детей лежали три дня и три ночи на морозе, но звери их не тронули. Благочестивые христиане перенесли тела невинных мучеников в монастырь, где предали их земле. Когда строилась Троицкая церковь, эти дети явились во сне игумену и сказали, что они будут молиться перед Всевышним за монастырь и его братию. Игумен долго размышлял о видении. Наконец, он поведал об этом старцу-иноку, который указал место погребения трех убитых младенцев. Тогда игумен приказал раскопать их могилы. Когда открыли гробы, тела мучеников оказались нетленными. Они были перенесены в достойное место и похоронены там, где строилась церковь. Над могилами невинных страдальцев воздвигли алтарь во имя Святой Троицы…
Следуя примеру князей Вишневецких, многие частные лица разных званий и сословий помогали монастырю своими пожертвованиями. Кроме того, Густынский монастырь имел право и возможность дополнительно приобретать земли, леса и другие угодья. Ему принадлежали также земли в трех уездах Черниговской губернии: Прилукском, Роменском и Путивльском.

Первое закрытие обители
К концу XVIII в. Густынский монастырь считался самым богатым из всех монастырей Украины и назывался в народе «второй Лаврой». Однако императрица Екатерина ІІ решила упразднить монастырь, и в 1793 г. он был закрыт.
Пятьдесят лет обитель стояла безмолвной и пустой. Разрушались храмы, сооружения, подворье зарастало бурьяном. В 40-х годах XIX в. монастырь был открыт вновь, получив самостоятельность, благодаря заботам архиепископа Полтавского Гедеона. Он обратился к своей пастве с архипастырским воззванием о посильном пожертвовании на благоустройство Густынской обители. Жители откликнулись на это обращение и в 1843 г. собрали деньги в сумме около 6700 рублей. Владыка Гедеон ходатайствовал также перед Святейшим Синодом о восстановлении Густынского монастыря. Указом Святейшего Синода от 16 декабря 1843 г. с высочайшего утверждения было решено открыть Густынский монастырь с назначеним ему настоятелей в сане архимандритов. Открытие обители последовало 15 мая 1844 г., одновременно торжественно прошел храмовый праздник в день Святой Троицы. С тех пор в нем еже­дневно проводились богослужения.

Описание храмов
После открытия монастыря в нем действовали следующие храмы.
Свято-Троицкий собор с двумя приделами: во имя Святой Троицы и во имя Иоанна Кущника. Церковь каменная, пятиглавая, крестообразная, коринфского ордера. С наружной стороны украшена пилястрами и иконами в рамах. Внутренние стены расписаны священно-исто­рическими изображениями. Собор имел двухэтажные хоры. Иконостас четырехэтажный, столярной работы, резной и позолоченный. При входе в церковь изображены портреты князя Вишневецкого и гетмана Самойловича, благотворителей монастыря. Под церковью был склеп, в котором погребены члены семей прилукских полковников Горленко и Марковича. С левой стороны иконостаса висит местночтимая Густынская икона Богоматери с Предвечным Mладенцем на руках, именуемая «Одигитрией». В левой ручке Младенец держит Евангелие — источник духовного света и вечного спасения человечества. Эта икона называется еще и «Ярмарочной». Такое наименование она получила в связи с ярмаркой, которая ежегодно проходила на площади у монастыря 28 августа (по н. ст.). Образ выносили из храма, несли вокруг площади, потом оставляли в особой часовне, где он пребывал до окончания ярмарки. Икона издавна признана чудотворной.
Свято-Успенская церковь — одноглавая, с одним престолом. Существует предание, что она была построена гетманом Иваном Мазепой. В 1845 г. освящена в честь Воскресения Христова — по случаю погребения в склепе бывшего генерал-губернатора Полтавы и Полтавской губернии, генерала от кавалерии, князя Николая Григорьевича Репнина. Это был выдающийся государственный деятель, дипломат и опальный вольнодумец, простившийся с жизнью в г. Яготин, недалеко от Киева. Во время Отечественной войны 1812 г., тяжело раненый и контуженый, полковник Репнин попал в плен к французам. Во время встречи с ним император Наполеон Бонапарт сказал: «Ваш полк честно выполнил свой долг!». Удивительно то, что супруга князя, Варвара Алексеевна Репнина, урожденная графиня Разумовская, внучка последнего украинского гетмана, поехала с мужем в самое пекло войны. Она проникла в лагерь французов и оставалась со своим Николаем до его освобождения…
Свято-Успенская церковь была обновлена в прежнем виде, за исключением иконостаса, который заменен новым, устроенным на средства супруги князя Варвары Репниной. Она же приняла на себя все издержки по его обновлению и обеспечила церковь священными облачениями и сосудами. Под храмом находится родовая усыпальница княжеской фамилии Репниных-Волконских.
Церковь в честь первоверховных апостолов Петра и Павла — пятиглавая. Из-за скудности средств, к ее возобновлению приступили лишь в 1854 г. при настоятеле архимандрите Гермогене. В 1900 г. при архимандрите Тихоне в ней был устроен еще один придел во имя святителя Димитрия Ростовского.
Свято-Николаевская церковь к тому времени была разрушена. Над ней ныне возвышается каменная колокольня, под которой находятся ворота, именуемые Никольскими. По преданию, она была выстроена, так же как и монастырская ограда и церковь в честь первоверховных апостолов Петра и Павла, на средства полковника Дмитрия Горленко. В 1853 г. попечением настоятеля архимандрита Варсонофия церковь перестроили и над ней воздвигли в византийско-русском стиле колокольню с пирамидальным куполом (по проекту архитектора Ефимова).
Церковь во имя великомученицы Варвары сооружена в ограде над воротами, названными Варваринскими. Она совмещена с настоятельским корпусом. Рядом с ней стоит небольшое здание в виде трехоконной башни. По преданию, церковь была построена на средства Варвары Маркович. Храм воссоздан попечением настоятеля архимандрита Варсонофия, в нем сооружен прекрасный иконостас. Иконы в древневизантийском стиле написаны в Санкт-Петербурге художником Парченным. При церкви построен настоятельский дом.

Тарас Шевченко и Густынь
В 1845 г. Густынский монастырь посетил Т. Г. Шевченко, сделавший три акварели с видами монастыря. В своей повести «Музыкант» (28.11.1854 г.) он писал: «…посетите… полуразрушенный монастырь Густыню, по ту сторону реки Удая, верстах в трех от г. Прилуки. Могу вас уверить, что раскаиваться не будете. Это настоящее Сенклерское аббатство. Тут все есть. И канал, глубокий и широкий, когда-то наполнявшийся водою из тихого Удая. И вал, и на валу высокая каменная зубчатая стена со внутренними ходами и бойницами. И бесконечные склепы, или подземелья, и надгробные плиты, вросшие в землю, между огромными суховерхими дубами, быть может, самим ктитором насажденными. Словом, все есть, что нужно для самой полной романтической картины, разумеется, под пером какого-нибудь Скотта Вальтера или ему подобного списателя природы…
Я, изволите видеть, по поручению К[иевской] а[рхеографической] комиссии посетил эти полуразвалины и, разумеется, с помощью почтеннейшего отца Илии, узнал, что монастырь воздвигнут коштом и працею несчастного гетмана Самойловича в 1664 году, о чем свидетельствует портрет его яко ктитора, написанный на стене внутри главной церкви.
Узнавши все это и нарисовавши, как умел, главные, или святые, ворота, да церковь о пяти главах Петра и Павла, да еще трапезу и церковь, где погребен вечныя памяти достойный князь Николай Григорьевич Репнин, да еще уцелевший циклопический братский очаг, — сделавши, говорю, все это, как умел, я на другой день хотел было оставить Прилуки и отправиться в Лубны… посмотреть на монастырь, воздвигнутый набожною дочерью Еремии Вишневецкого-Корибута…». Тарас Шевченко, находясь в Прилуках, посетил древние сооружения города, церкви и здания полкового казначейства XVIII в.
При архимандрите Тихоне в начале ХХ в. были устроены монастырское подворье в г. Прилуки с Пантелеимоновской церковью и школой, а также странноприимница за городом по Роменской дороге.

Лихолетье
Мирная жизнь монастыря закончилась после октябрьского переворота 1917 г. В марте 1924 г. обитель была закрыта. На ее территории разместили детскую коммуну для беспризорников, которая просуществовала до начала 40-х гг. ХХ в. Памятники архитектуры и церковного искусства приходили в упадок и разрушались. Этому способствовали безбожники, грабившие склепы и храмы. Уничтожались ценнейшие иконы: их срывали с иконостасов, потом рубили на дрова. Эту участь разделил и чудесный иконостас, которым восторгался в 1654 г. архидиакон Павел (Алеппский).
Но благодаря усилиям историка Николая Макаренко и других деятелей по сохранению культурных ценностей мы можем сейчас любоваться красотой этой жемчужины украинского барокко. Сын Макаренко Орест участвовал в исследованиях Густыни. В 1927 г. он погиб на глазах своего отца. Его похоронили в родовом склепе князей Репниных. Впоследствии Николая Макаренко репрессировали и расстреляли как государственного преступника — за то, что отстаивал интересы Православной Церкви. Некоторые монахи исчезли в тюрьмах, иные нашли себе приют в других монастырях или же углубились в недоступные места, отдаленные от обители.
В начале 40-х гг. ХХ в. на территории монастыря был размещен психоневрологический диспансер, просуществовавший до 1991 г.
В 1943 г. монахини закрытого Ладынского Покровского монастыря обратились к властям г. Прилуки с прошением открыть Густынскую обитель. Разрешение на открытие монастыря последовало в июле 1943 г. Отныне мужской монастырь стал женским, его возглавила игумения Евстолия. Сестры разместились в двух­этажном Варваринском корпусе. Богослужение совершалось в Воскресенской церкви. В 1958 г., после смерти игумении Евстолии, настоятельницей стала матушка Рафаила. Вскоре последовало очередное испытание. На праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла в 1959 г. монастырь снова был закрыт — в третий раз за свою более чем трехвековую историю. Над Густыней опустилась ночь.

С Богом на все времена
После жестоких испытаний, запретов и запустения, 17 декабря 1993 г., на праздник святой великомученицы Варвары, в Воскресенском храме был освящен престол и отслужена первая Божественная литургия. Монастырь возродился в четвертый раз благодаря трудам и молитвам монахинь и послушниц. Начался новый отсчет времени обители, продолжилась ее летопись.
Подобно древним подвижникам благочестия, первому игумену монастыря Иоасафу, митрополиту Исаии (Копинскому) и другим, игумения Вера вместе с сестрами обители взялись за тяжелое, но святое дело — восстановление разрушенной обители. Были отреставрированы Свято-Троицкий собор, Петропавловская и Николаевская церкви.
Монастырь полностью себя обеспечивает. Тут есть пасека, пекарня, гостиница для паломников, трапезная, гараж, сад и огород.
Жизнь в обители начинается со звоном колокольчика в 5 часов 30 минут, созывающим насельниц на утреннюю храмовую молитву. После нее сестры подходят к матушке игумении под благословение, получая каждая свое послушание. В Свято-Троицком соборе и Свято-Успенской церкви ежедневно совершаются утреннее и вечернее богослужения; читается Неусыпаемая Псалтирь.

Святыни обители
Густынский монастырь посетили в разные годы предстоятели Поместных Церквей: патриарх Иерусалимский Феофан (1621), патриарх Антиохийский Макарий (1654). В его храмах находятся частицы мощей святителей Феодосия Черниговского, Иоасафа Белгородского, Димитрия Ростовского, преподобных Лаврентия Черниговского, Кукши Одесского, великомученицы Варвары и других святых, а также святыни, собранные со всего православного мира. Стены обители знали многих молитвенников и молитвенниц, достигших святости еще при жизни на земле. А одна из лип в саду монастыря хранит запечатленное на стволе имя монаха Илии и час его кончины.
В Свято-Николаевской церкви восстановлена келия затворника старца Алексия, почившего в первой трети ХХ в. и погребенного с южной стороны Свято-Троицкого собора. Каждый, входящий в эту келию, вдыхает благоухание, а взяв с собой частицу земли, исцеляется по святым молитвам старца. Паломник непременно постоит с зажженной свечой и пропоет «Вечную память…» в усыпальнице Свято-Успенской церкви и над гробницами князей Репниных-Волконских. А у монастырской ограды есть источник, где совершаются водосвятные молебны.
Главным и особенно торжественным остается престольный праздник — день Святой Живоначальной Троицы. Монастырская ограда наполнена цветами. Сам Господь украшает в этот день землю. Тот, кто побывал хотя бы раз на день Святой Троицы в Густыне, навсегда сроднится с обителью и будет утешен молитвой и полученным здесь благословением.
Из поколения в поколение, из года в год люди несут в Густынскую обитель свои радости и горе, просят Бога о помощи и благодарят Его за все.

Лев Кудрявцeв

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Добавить комментарий