Узким путем в Небесное Царство. Святитель Павел, патриарх Константинопольский, исповедник († 350)

Константинополь. У многих из нас само название этого города уже вызывает массу ассоциаций, трогающих душу: Святая София, Влахернский храм Пресвятой Богородицы; место пребывания мощей святого пророка Иоанна Предтечи, посоха Моисея… Церковь-основательница Русской Православной Церкви. Константинополь — это еще и место служения таких Божиих угодников, как святитель Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Фотий, Герман… Всего в лике святых было прославлено 29 предстоятелей Константинопольской Церкви. Об одном из них, святителе Павле, патриархе Константинопольском (337–339, 341–342, 346–350) исповеднике, мы поговорим более подробно.

В 340 г. скончался Константинопольский архиепископ Александр. Через некоторое время в столице восточной половины Римской империи состоялся архиерейский собор, на котором был избран новый предстоятель Церк­ви — святитель Павел. Современники тех событий не увидели в этом ничего сверхъестественного — обычная процедура для того времени. Однако одно обстоятельство резко изменило весь дальнейший, казалось бы, размеренный ход событий. На соборе отсутствовал император Констанций (337–361), который придерживался арианской ереси. Избрание православного епископа на такую ключевую должность вызвало резко негативную реакцию правителя. Немедленно был собран новый собор, где в патриархи был избран арианин Евсевий Никомидийский, а Павел был низложен.
Путь в Царство Небесное, как известно, узок и тернист (cм. Мф. 7: 14), и жизнь святителя Павла — яркое тому подтверждение. Праведник переехал в столицу Западной части империи — Рим, где нашел теплый прием у императора Константа I (337–350), который, в отличие от своего восточного соправителя, был православным.
Евсевий занимал Константинопольскую кафедру недолго. Уже в следующем году, после смерти епископа-арианина, святитель Павел снова приехал в Константинополь. Однако Констанций не изменил своего решения, и праведнику снова пришлось вернуться в Рим. На этот раз Констант I решил лично вмешаться в порядком затянувшееся дело и написал своему соправителю письмо с требованием вернуть Павла на кафедру. Угрозы подействовали, и святитель Павел был возвращен на патриарший престол. Но со смертью своего монаршего покровителя в 350 г. праведник снова, уже в третий раз, оказался в изгнании. На этот раз патриарха сослали в одно из глухих мест империи — малоазийский городок под названием Кукуз. Административно он относился к провинции под названием Армения II. Там архиепископ Павел провел остаток своей жизни, которая была прервана страшным, кощунственным способом. Во время совершения патриархом Литургии к нему ворвались ариане и задушили исповедника его собственным омофором.
К утешению современников святого Павла его мощи были с почетом перенесены в Константинополь уже в
381 г. — во время правления святого императора Феодосия
Великого (379–395).
A через 57 лет, во времена правления сына Феодосия — императора Аркадия (395–408), в этом же самом городке оказался еще один Константинопольский архиепископ — святитель Иоанн Златоуст (347–407). Последний провел там несколько томительных лет, а скончался недалеко от Пицунды в Абхазии во время пути на новое место ссылки. Мощи святителя Иоанна были с почетом перенесены в Константинополь уже при сыне Аркадия — императоре Феодосии II (408–450).

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Добавить комментарий