Учимся у древних

Духовное образование воспитывает в человеке любовь к Богу, стремление к осознанному служению Ему, что охватывает все сферы человеческой деятельности. Основанный на твердой почве христианского мировоззрения взгляд на жизнь предполагает освоение не только богословия, но и любой профессии.

В далекой во времени и в пространстве Александрии II в. после Р. Х. существовало богословское училище, целью которого было научение истинам веры приходящих в Церковь людей. Примечательно, что здесь изучались светские науки и философия, прежде чем человек начинал изучать богословие (кстати, такой подход существовал и в Киево-Могилянской Академии). Основатель александрийской богословской школы Климент Александрийский (150–215 гг.) аргументирует такой подход тем, что необразованный человек не сможет отличить истину от лжи: “Некоторые же полагают весьма разумным ни с диалектикой, ни с философией дела не иметь, ни естественных наук не изучать, но довольствоваться лишь простой и чистой верой. Но это все равно, как если бы утверждали они, что никакого ухода за виноградной лозой не нужно, а достаточно лишь посадить ее, чтобы иметь потом гроздья… При уходе же за виноградной лозой… приходится пользоваться ножом, заступом и другими земледельческими орудиями… Подобным же образом свести все к истинному учению может лишь человек основательно ученый. Для защиты веры от посягательств на нее он пользуется многим и из геометрии, и из музыки, и из грамматики, и из философии”. Подготовительные науки необходимы для более глубокого познания истины. В совокупности этот энциклопедизм не является самоцелью, а “оружием, содействующим защите истины”. “Музыка своим обусловленным мерой ритмом и гармонией аккордов учит… согласию с самим собой. Арифметика… объясняет, что большая часть вещей и их связи подчинены числовым соответствиям. …Истинно мудрый не останавливается на этом. Он изучает также и диалектику… Именно она учит его проникать в сущность предметов… В руках еретиков науки эти служат средством для распространения лжи и зла, в его же руках — орудием добра и истины”.
Все преподаваемые в александрийском училище науки должны были преследовать одну цель — раскрывать существование Бога, Его Промысл в мире. Вышеприведенный текст Климента Александрийского показывает, что в его училище отсутствовало разделение богословия на “нравственное”, “догматическое”, “сравнительное”. Эта “несистематичность” является прямой противоположностью современному делению богословия на множество предметов. И в этом — разница в подаче материала в александрийском училище и в современных богословских школах, где в фрагментированном богословском материале иногда теряется основная цель преподавания богословской науки — научить человека жить с Богом. Слушатели александрийского училища усваивали христианское учение в едином векторе, прослеживая неразрывную связь между учением веры, нравственностью и опытом молитвы. В этом, очевидно, его достоинство, которое было потеряно в веках схоластики в духовных заведениях.
Многообразие полученных знаний, ориентированных на раскрытие учения о Боге, помогает ученикам отделить ложь от истины. Этому также способствует изучение процесса мышления (формальная логика и диалектика, необходимые в богословских дискуссиях и спорах, в отстаивании чистоты учения). Стремление к четкости, упорядоченности мысли было одной из форм воспитания студентов при следующем ректоре александрийского училища, Оригене. Он, подобно Сократу, не давал студентам готовые ответы, уча их самих отвечать на вопросы.
Лекции в виде дискуссии, спора и сегодня присутствуют в духовных учебных заведениях, когда преподаватель направляет дискутирующих в нужное русло, сам принимая активное участие в дебатах. Подобные уроки приносят большую пользу студентам, потому что, воссоздавая ситуацию, человек лучше, чем при простом запоминании, воспринимает материал. Такое занятие можно сравнить с ролевыми играми. Другое дело, что не каждый преподаватель может себе позволить, чтобы студенты с ним спорили, выступая как бы на равных.
Требуя от студентов роста знаний, преподаватели должны более студента совершенствовать свои знания, становясь в одном лице и студентом, и преподавателем. То же касается и методологии подачи материала. Это сделает учебный процесс интересным и, что самое главное, жизненно важным.

Андрей Ухтомский, кандидат богословия

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Добавить комментарий