85027023_50_Avtoportret

ТРУЖЕНИК. (К 150‑летию со дня рождения Николая Пимоненко)

«Автопортрет», ок. 1912 г.
Среди картин художника Николая Пимоненко отсутствуют величественные полотна, его творческий путь не был обозначен активными поисками нового стиля в искусстве, в его жизнеописании нет неожиданных поворотов, бурных событий или гениальных озарений. Тем не менее он один из самых известных и наиболее популярных ныне украинских художников. Все наиболее значимые для последующей реализации себя и своего дарования события в жизни Николая Пимоненко произошли рано. Он родился 21 марта (9 марта по ст. ст.) 1862 г. в Киеве, в семье владельца иконописной мастерской и резчика по дереву Корнилия Пимоненко.

 Николай рано начал учиться рисованию, так же рано получил первые впечатления от народного быта и жизни, ведь вместе с отцом мальчик ездил по окрестным селам, помогая ему в сооружении алтарей и росписи церквей. Очевидно, способности Николая были исключительными для его возраста: когда их заметил отец, то отдал сына учиться в иконописную школу при Киево-Печерской Лавре; когда в 1876 г. их заметил художник Николай Мурашко, он приложил все усилия, чтобы убедить мецената Киевской рисовальной школы Ивана Терещенко принять мальчика на обучение бесплатно. Уже через два года пребывания в школе Николай Пимоненко, став лучшим учеником, начинает работать репетитором младших классов. 

«Сенокос»
Окончание школы давало Николаю право быть учителем рисования, но он стремился к большему. В 1882 г. Николай поступает в Академию художеств в Петербурге, но вследствие неблагоприятного северного климата и значительных лишений в молодом возрасте получает тяжелую болезнь легких, которая будет мучить его всю жизнь. Через два года художник был вынужден оставить учебу и вернуться в Киев, однако учителя Пимоненко — Илья Репин и Владимир Орловский — считали способности своего ученика настолько особенными, что Николаю было разрешено присылать свои работы на академические выставки как экзаменационные.

«Вечереет», 1900 г.

И семь лет спустя художник получил полноценный диплом. Однако еще перед этим в Киев переезжает учитель Пимоненко — Владимир Орловский, талантливый художник-пейзажист. Учителя и ученика связывала не только дружба, они были родственниками и жили в Киеве в одной усадьбе, ведь Николай был мужем приемной дочери Орловского Александры. Исключительно счастливый брак соседствовал с удивительно плодотворной дружбой. Именно влиянию тестя приписывают поэтические яркие пейзажи жанровых картин Пимоненко.

Талант, помощники, учителя, болезнь, работа, друзья, брак — все это за первые 30 лет жизни. К приведенному списку можно смело добавить славу, ведь полотна Николая Пимоненко становятся известными и популярными уже в 90-х гг. ХІХ в. благодаря участию в выставках Товарищества передвижных художественных выставок. Внешне казалось, что вся дальнейшая жизнь Николая — один сплошной путь признания и наград: статский советник, академик живописи, награжден орденом святой Анны за росписи во Владимирском соборе (образы святого Николая и святой Александры), член международных художественных обществ и участник международных выставок (во время одной из них Лувр выкупил для своего собрания картину Пимоненко «Гопак»).

«Утро Христова Воскресения», 1891 г.
Рыбинский государственный историко-архитектурный
 и художественный музей-заповедник

етрудно заметить, что подавляющее большинство наград касается не столько конкретных выдающихся достижений, сколько работы художника в целом. Работы ежедневной, непрерывной, часто утомительной изза слабого здоровья, но любимой и увлеченной. От многих художников-жанристов своего поколения Пимоненко отличала искренняя влюбленность в повседневную жизнь и простых людей. Возможно, поэтому в его творчестве почти отсутствуют социальные, а тем более политические мотивы. Так же приглушены акценты на этнографических особенностях.

«Из лесу», 1900 г.

Крестьяне и мещане (точнее, киевляне) на его полотнах как живые, будто на секунду замерли, чтобы двигаться дальше; они общаются, смеются, грустят, мечтают, молятся… Единственная идея, которую позволял себе пропагандировать своими произведениями Пимоненко, — очарованность окружающей жизнью во всех ее проявлениях, и именно эти проявления он никогда не уставал отображать. За свою 50летнюю жизнь Николай Пимоненко 27 лет работал как самостоятельный и самобытный художник (его наследие составляет 180 завершенных картин, около 400 этюдов и более 100 рисунков).

Учителем рисования (в Киевской рисовальной школе, затем — в Киевском политехническом институте; кроме того, был организатором первого в Киеве государственного художественного училища) он проработал 32 года. «Он всегда носил с собой маленькую шкатулку с холстом, кистями и красками, и альбомчик с карандашом», — писала в воспоминаниях о муже Александра Пимоненко. Художник ни на мгновение не переставал работать, реализуя себя, свой талант. Современники вспоминали, что это наполняло его печальную душу постоянной радостью.
Екатерина Усачева

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Добавить комментарий