ТИХОЕ ВЕЯНИЕ МИРА ХРИСТОВА

Каждое воскресенье за Литургией, после чтения евангельских стихов данного дня, верующие слушают проповедь, разъясняющую смысл и значение прочитанного отрывка Священного Писания. И каждый раз перед Евангелием читаются отрывки из посланий апостолов. Проповедь воскресных дней редко касается тем, звучащих в апостольских посланиях.

Предлагаем вниманию наших читателей проповедь на апостольское чтение 24-й недели по Пятидесятнице, которая в этом году приходится на 8 декабря.
В проповеди апостола Павла есть все: радость о Господе и слезы покаяния, глубина сердца и острота ума, простота души и широта знаний, огонь любви и молитвенная трезвость. Это дары, принесенные Христу бывшим гонителем Его Церкви. Прочитаем же некоторые из этих строк, посвященных Господу Иисусу.
Он есть мир наш, — пишет апостол Павел — соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду, упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир (Еф. 2: 14–15).
Вдумаемся в эти слова. Самое начало отрывка указывает на исполнение древних пророчеств о Христе. И будет Он мир, — свидетельствовал о Мессии пророк Михей (Мих. 5: 5). Князь мира, — называл Христа Исаия (Ис. 9: 6). Прошли сотни лет после этих пророчеств, и в небе прозвучала ангельская песнь, возвещающая о наступлении нового времени: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение (Лк. 2: 14). Мир пришел на землю. Родился Тот, Кто является источником мира.
Греческое слово Εἰρήνη (ирини), переводящееся обычно как «мир», означает прежде всего «покой». В Новом Завете это слово указывает на тот глубокий мир души, который дарит Христос уверовавшему в Него человеку. Это не равнодушный покой холодных глубин океанской бездны, не медитативное самоуглубление. Это внутреннее ощущение тихой радости сердца — радости присутствия Христа в моей жизни, в жизни любимых мною людей. Христос — мир не только мой, но Он есть мир наш.
Христос — это главная и вечная радость всей Церкви. Соделавший из обоих одно — о чем это? Павел говорит здесь о иудеях и язычниках. Святитель Иоанн Златоуст, толкуя это место, использует следующий образ: взяв две статуи, золотую и серебряную, Господь расплавил их и вылил одну новую — золотую.
Что это значит? И от иудеев, и от язычников христианство восприняло то лучшее, что они имели, переплавив это наследие в огне святоотеческого опыта. От иудеев заимствованы Писание и богослужение, от язычников — греческая философия и искусство, римское право. Высшие достижения дохристианского мира были воцерковлены и начали служить Евангелию. Цари Фарсиса и островов поднесут ему дань; цари Аравии и Савы принесут дары; и поклонятся ему все цари; все народы будут служить ему (Пс. 71: 10, 11), — пророчествовал о Мессии псалмопевец. Предсказание сбылось: Христос соделал из обоих одно — Церковь, в которой встречаются в служении Богу и иудеи, и языческие народы, и все они приносят Господу свои дары.
Разрушивший стоявшую посреди преграду. О какой преграде идет речь? Можно говорить о двух преградах, уничтоженных Христом. Первая, разделяющая евреев и язычников, — ветхозаветный обрядовый закон. Христос исполнил его; а исполнив — отменил. Вторая, отделяющая вообще всех людей от Бога, — это грех. Богочеловек Иисус Христос победил грех и даровал эту победу нам.
Рождество, Распятие, Воскресение, Вознесение Христовы вместе с последующей Пятидесятницей принесли на землю новую реальность, в которой для всех нас открыт прямой путь к Богу и ближнему. Имя этой реальности — Церковь.
 Церковь, снова Церковь! Неузнанная мать, неоцененный дар, неоткрытое сокровище! Сундук с драгоценностями, на котором сидит оборванный нищий — современный человек. Церковь, в которой есть все для спасения, но в которой ищут все, кроме спасения. Золотое украшение, подаренное неразумным младенцам. Широкое озеро с чистой водой, у берега которого погибают от жажды слепцы.
В Церкви разрушены все преграды как между людьми, так и между людьми и Богом. Ведь только тут и есть подлинные «свобода, равенство, братство», что так желали найти всем известные «борцы за счастье». В Церкви человек облекается во Христа, а во Христе Иисусе нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос (Кол. 3: 11).
Где же еще искать братства, как не здесь? Где еще возможны подлинная свобода и духовное равенство пред Богом? Но, увы, видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют (Мф. 13: 13). Подобно двум евангельским путешественникам в Эммаус, человечество отходит все дальше от Иерусалима — апостольской Церкви. Дорогою говорят о Христе, но Самого Его, идущего рядом, не узнают.
Далее Павел пишет: упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением. Более корректный перевод этого места: «упразднив вражду Плотию Своею, закон заповедей, выраженный в форме точных непререкаемых постановлений (εν δόγμασιν)» («Толковая Библия» А. П. Лопухина).
Воздадим хвалу Богу, братья и сестры. Благодаря Христу мы сегодня рождаемся не в мир мелочных предписаний закона, но в новозаветный мир благодати, а через Крещение вступаем в духовное Царство Христово — в Церковь. Своим Распятием Христос сделал ненужной сложную систему ветхозаветной обрядовости, данной до времени пришествия семени (Гал. 3: 19), т. е. до пришествия Христа. Мы получили этот дар не по заслугам. Это именно дар, который невозможно отработать — за него можно только благодарить.
Дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир. Из двух — т. е. из иудеев и язычников, а значит всех людей. Снова Павел говорит о Церкви, в которой каждый из нас становится новым человеком, а все вместе мы образуем Тело Христово: мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены (Рим. 12: 5).
Создать. Христос, Творец первого Адама, в Новом Завете творит Адама нового. В Таинстве Причащения Он дает человеку новое тело и вливает в него новую кровь. По словам святителя Феофана Затворника, это творение «ничем не меньше первого».
Но что значит этот «новый человек»? «Новым человеком называет Он того, который обновляется по вся дни и имеет обитель в новом мире, когда будет небо ново и земля нова (Ис. 65: 17), — имеет пить чашу Иисусову новую в Царствии Божием (Мк. 14: 25) и петь песнь новую (Пс. 32: 3; Пс. 97: 1)», — пишет святитель Феофан. Таким новым человеком постепенно становится каждый христианин, живущий в Церкви, и это преображение должно происходить с нами уже здесь и сейчас.
Царствие Божие внутрь вас есть, — говорил Господь (Лк. 17: 21). Воспринимая живительные токи благодати, пронизывающие Церковь, христианин призван восходить от веры в веру (Рим. 1: 17), вырастая в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова (Еф. 4: 13). Это и есть творение нового человека, и все мы задействованы в этом процессе.
Апостол Павел заканчивает свою мысль тем, с чего начал. Устрояя мир, — говорит он о Христе. Да, христиане! Мир Божий, который превыше всякого ума (Флп. 4: 7) дарит нам Христос. Мир оставляю вам, мир Мой даю вам (Ин. 14: 27), — говорит Он. Так исполняется в нас Новый Завет, согласно пророческим словам: и заключу с ними завет мира, завет вечный будет с ними (Иез. 37: 26). Вот то, чего так не хватает нашим больным душам. Вот драгоценное миро, которое Церковь предлагает нам. Суббота сердца, покой мира Христова — лекарство и спасение для измученного человека, воюющего со всеми и с самим собой.
И сегодня, как некогда на празднике кущей, стоит перед людьми Христос и возглашает: кто жаждет, иди ко Мне и пей (Ин. 7: 37). Пей духовную воду благодати, льющуюся из Церкви; вкуси тишины и радости будущего века, ищи мира и следуй за ним (Пс. 33: 15). Не только тем, неверующим, говорится это. Говорится и нам, людям церковным, так как и мы часто не имеем мира Христова; не знаем и не понимаем духовных богатств, сокрытых в Церкви. И нам нужно вновь и вновь открывать в себе Христа; и мы нуждаемся в постоянном духовном обновлении.
Пусть же слова апостола Павла принесут всем нам, и дальним и ближним, новое дыхание жизни, тихое веяние мира Христова. А Церковь — чудо, к которому мы слишком привыкли, — да откроется нам неисчерпаемой сокровищницей, где хранятся все дары Божии для жизни и возрастания нового человека.
Сергей Комаров

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Добавить комментарий