СУДЬБЫ ЗАТВОРНИКОВ КИЕВО-ПЕЧЕРСКОЙ ЛАВРЫ: Преподобный Афанасий и другие

Фото 1
Преподобный Исаакий Затворник. Икона середины XIX в.

15 декабря отмечается память двух тезоименитых затворников Киево-Печерской Лавры: преподобного Афанасия, почивающего в Ближних пещерах, и преподобного Афанасия, почивающего в Дальних пещерах. С первым из них связывают рассказ «Киево-Печерского Патерика» о самом продолжительном из упоминаемых этой книгой сроков пещерного затворничества. Это — достойный повод коснуться темы лаврских затворов в целом.

Мощи большинства святых, почивающих в лаврских пещерах, лежат в деревянных раках, которые установлены в продольных нишах — аркосолиях. Иногда у посетителей возникает ощущение, что в начале истории Лавры, когда пещеры были жилищем иноков, аркосолии служили лежанками для сна. Однако, сравнив между собой старинные изображения пещер, мы обнаружим, что аркосолии создавались в период с середины XVII до середины XVIII вв. Помимо аркосолий, в стенах пещерных коридоров привлекают внимание небольшие оконца. Возле большинства из них теплятся лампады и укреплены иконы. Часто эти оконца именуют «затворами», подразумевая, что за ними скрыты келии древних затворников, ставшие местом упокоения обитавших в них подвижников. При этом имена многих Печерских святых традиционно сопровождает предикат «Затворник». Нередко можно услышать рассказ, что когда принесенные и оставленные в окошке затвора просфора и сосуд с водой оказывались нетронутыми — это воспринималось как свидетельство о кончине затворника, и окошко замуровывалось. Однако, как и в случае с аркосолиями, обращение к историческим источникам раскрывает более насыщенную картину…

Когда первая лаврская братия насчитывала уже более десяти человек, ее авва преподобный Антоний († 1073) уединился, выкопав отдельную пещеру. Данный эпизод отражен в «Патерике» дважды (имеем в виду рукописные редакции книги): в «Слове о начале Печерского монастыря», созданном на основе статьи 1051 г. из летописной «Повести временных лет», и в «Житии преподобного Феодосия Печерского». Отметим, что в «Житии…» есть деталь, отсутствующая в «Слове…» (и «Повести…»): решив уединиться, преподобный Антоний вначале «затворился в одной из пещерных келий» и лишь «потом… переселился оттуда на другой холм, и ископал пещеру». Таким образом, первое упоминание о затворе в Лавре связано с ее основателем.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA
Окно «затвора» в пещерах Лавры

Братия переселилась из пещер на поверхность, однако ее игумен преподобный Феодосий († 1074) продолжал уделять время пещерному подвигу: ежегодно, время с вечера Прощеного воскресенья до вечера пятницы в канун Лазаревой субботы, он проводил в подземном затворе. В «Житии…» также говорится, что иногда подвижник усугублял свой затвор — в ночь на понедельник тайно уходил из первой монастырской пещеры в другую, известную лишь ему и расположенную близ одного из сельских угодий Лавры; а в ночь на пятницу перед Лазаревой субботой так же незаметно возвращался в лаврскую пещеру, дабы, выходя оттуда к братии, скрыть факт пустынничества. «Житие…» содержит и подробное описание борьбы подвижника с бесовскими страхованиями в дни затвора. Упоминание о том, что игумен наземной Лавры преподобный Феодосий проводил Великий пост в монастырской пещере, есть и в «Повести временных лет» (статья 1074 г.), но оно не вошло в «Патерик». Интересны, однако, отличия летописного рассказа от «Жития…»: о второй пещере ничего не сообщается, зато есть подробности относительно первой: «Взявши немного хлеба… затворял пещерные двери, и засыпал их землею, и ни с кем не общался. Если было крайне необходимо, он отвечал через маленькое окошко в субботу или по воскресеньям».

Далее читайте в печатном виде № 22 (368) ноябрь 2014 с. 16

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Добавить комментарий