Сквернословие наводит проклятие

“Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека” (Мф. 15: 11).
Эти слова почти две тысячи лет назад Господь сказал людям, слушавшим Его проповедь. К сожалению, два тысячелетия спустя это поучение стало, наверное, еще актуальнее, чем во времена Христа.
Сегодня мало кто удивляется, услышав где-нибудь нецензурную брань. И, наверное, еще меньше людей задумываются над тем, что же кроется за “крепким словцом”?
Корни сквернословия уходят в глубину веков, в те темные времена, когда большинство людей, живущих на земле, не знали истинного Бога и поклонялись богам ложным. В честь этих богов приносились жертвы и устраивались празднества. И во многих языческих культах, в том числе и в дохристианских славянских верованиях, эти празднества были тесно связаны с блудом и развратом. Соответственно и обрядовые песни, заклинания, с помощью которых язычники призывали своих “богов”, изобиловали соответствующей “терминологией”, которая стала основой для матерной брани.
Получается, что человек, употребляющий в своей речи нецензурную лексику, не только оскорбляет окружающих, нарушая при этом заповедь о любви к ближним, но и в каком-то смысле участвует в этих древних ритуалах, призывая те силы, которые язычники считали богами.

Подчеркивая важность величайшего дара, данного людям, — дара слова, — Спаситель предостерегает: “Ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься” (Мф. 12: 37). Следовательно, бранясь, человек сам готовит себе участь в вечной жизни. В каком-то смысле, сквернословящий подвергает себя проклятию, отступая от данной Богом заповеди, осуждая себя своей невоздержанностью.
Не меньший вред наносит брань и окружающим нас людям. “Хочешь ли знать, — говорит Иоанн Златоуст, — сколь великое зло — говорить срамное и постыдное? <…> Слово гнилое делает рассеянными и говорящего, и слушающего, и в каждом воспламеняет порочные пожелания”. И снова вспоминаются слова Христа: “Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит”
(Мф. 18: 7).
Следует заметить, что на Руси после принятия христианства сквернословие запрещалось на государственном уровне. Так, во времена царствования Алексея Михайловича за брань в общественных местах секли розгами на городской площади. В XVII–XIX вв. за нецензурную брань можно было угодить в тюрьму. Да и в СССР за подобные высказывания можно было получить до 15 суток ареста. И в наше время нарушителям общественного порядка грозит такое же наказание.
Но почему же тогда этот порок все больше поражает общество? Тому есть много причин — дети употребляют бранные выражения по неразумию, просто где-то услышав их, подростки начинают ругаться, чтобы казаться “взрослее”, взрослые ругаются преимущественно “по привычке”, потому что уже свыклись с этим пороком, им тяжело обходиться без брани, и они даже не замечают ее. Но есть и еще одна, весьма немаловажная причина — в последнее время нам пытаются втолковать, что все, что раньше считалось неприличным, греховным, постыдным, на самом деле таким не является. В современном обществе разврат, порок считается почти нормой, если не достоинством. А потом люди с горечью спрашивают: откуда нас постигают разные бедствия? А ведь именно сквернословие наводит проклятие, лишает благодати, вручает в руки злу.

Василий Костюк

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Добавить комментарий