ПУСТЬ ПОМОЖЕТ ЛЮДЯМ ГОСПОДЬ ИСКАТЬ ЕГО СЛАВЫ. Часть II

История христианства в Германии



Часть II. Со времен основания Священной Римской империи до наших дней

Первые века Священной Римской империи. Вормсский конкордат

В 936 г. в Ахене был избран на трон и помазан совместно двумя архиепископами (Майнцским и Кeльнским) король Оттон I. Мятежные герцоги (в том числе брат короля Генрих), которых поддержала часть высшего духовенства, были разбиты правителем поодиночке.

С целью ужесточить контроль над Церковью Оттон I создал т. н. «Имперскую церковь», которая превратилась в главную опору королевской власти в Германии. Оттон поручил епископам заняться обращением славян к востоку от империи, продолжая силой захватывать их земли. Это сопровождалось энергичной миссионерской деятельностью в Венгрии и Дании. В дальнейшем германская политика «Drang nach Osten» («натиск на Восток») становится традиционной. Так как епархии Зальцбурга и Пассау, действующие еще со времeн Карла Великого, не принесли ожидаемых плодов, Оттон I учредил еще Хафельбергскую и Бранденбургскую, а в 968 г. сразу пять миссионерских кафедр вдоль течения Лабы: Ольденбургскую, Староградскую, Мышенскую, Житицкую, Мерзебургскую. Теперь все основные полабские племена получили «своего» епископа, но, в отличие от миссии Кирилла и Мефодия в Великой Моравии столетием ранее, с ничтожным результатом. В том же году Магдебург стал архиепископством, которое координировало миссионерскую деятельность всех «славянских» епархий. Первым архиепис­копом Магдебурга стал Адальберт (†981). Главное его достижение — организация знаменитой школы, воспитанниками которой были многие в будущем выдающиеся личности, такие как архиепископ Адальберт Пражский, погибший от рук пруссов, Бруно Кверфуртский, также миссионер пруссов и мученик, хронист Титмар Мерзебургский, оставивший описание Киева времен князя Владимира.

Оказав помощь папе Иоанну XII против короля Италии, своего вассала, Оттон I добился давно желаемого — 2 февраля962 г. в Риме папа возложил на него императорскую корону. Так образовалась Священная Римская империя. Вскоре возник острый конфликт между папой и императором, осуществлявшими верховную духовную и светскую власть, но оспаривавшими прерогативы друг друга. Этот конфликт на века стал перманентным для империи. К тому же в результате восстания983 г. большая часть полабских славян надолго освободилась как от германского господства, так и от латинского клира. Были разрушены храмы и монастыри, осквернены мощи святых, духовенство перебито или уведено в плен, повсеместно восстановлено «бесовское служение».

В 1007 г., при Генрихе II Святом, было основано Бамбергское епископство, ставшее важным политическим и культурным центром Франконии. Генрих II активно участвовал в реформировании церковной жизни и во внедрении некоторых аспектов клюнийской реформы, особенно жестко он добивался введения бенедиктинских уставов в монастырях. В этом ему верным помощником стал епископ Падерборна Майнверк, товарищ по монастырской школе в Хильдесхайме, где воспитывался будущий император. Занятый затяжной и неудачной войной с польским князем Болеславом Храбрым, Генрих долго не мог занять императорский престол. Только после похода в Италию в феврале 1014 г. в Риме папа Бенедикт VIII короновал Генриха, причем во время торжественного пения Credo на коронации впервые к Символу веры было присоединено filioque (филиокве).* Многие исследователи именно с коронацией Генриха II связывают введение филиокве в Символ веры Католической Церкви. Вплоть до этого тезис о filioque считался положением так называемого «германского богословия». Из Испании, где в целях борьбы с арианами-вестготами filioque было зафиксировано еще на третьем Толедском поместном соборе589 г., он постепенно проник в государство Каролингов. Император Карл Великий в 809 г. собрал Собор в Ахене, который постановил, что «Святой Дух нисходит не от одного Бога-Отца, но и от Сына». Впоследствии Карл активно пытался навязать это добавление папам, хоть тогда и без успеха.

Как известно, принятие filioque Римом стало одним из поводов раскола в 1054 г. Церкви на Православную и Католическую. Это произошло при Генрихе III Чeрном, который запретил отчуждение церковного имущества и призвал некоторых епископов к ответу за симонию и нарушение целибата. Его сын и преемник Генрих IV ввязался в длившуюся полвека и истощившую обе стороны борьбу с папой-реформатором Григорием VII за инвеституру — право вводить в должность епископов. Генриху пришлось потерпеть в 1077 г. унизительное поражение и молить понтифика о прощении, придя босым в замок Каносса, где папа тогда находился. Генрих много строил, при нем завершен кафедральный собор в Шпейере, а в последние годы жизни он начал возводить собор в Майнце. При его сыне Генрихе V и папе Каликсте II был заключен Вормсский конкордат1122 г., более выгодный папе, чем императору. По его условиям избранные прелаты получали духовную инвеституру, т. е. возводились в сан от папы, а право на земельный лен (земли, пожалованные в наследственное владение) — от императора.

Крестовые походы. Немецкая Церковь и «Drang nach Osten»

Столкновения продолжались и после заключения Вормсского конкордата. Фридрих I Гогенштауфен (Барбаросса) ровно через сто лет после Генриха IV получил свою Каноссу — был вынужден таким же образом просить у папы Александра III, чтобы тот снял с него свое отлучение. Однако ему удалось расширить свои владения и на время ослабить князей.

Крестовый поход германских феодалов против полабско-прибалтийских славян с формальной целью обращения их в христианство проходил в 1147 г., одно­временно со Вторым крестовым походом в Палестину, и оказался столь же неудачным. Захватить земли лютичей и бодричей за р. Эльба (Лаба), утраченные ими после восстаний славян в 983‑м и 1002 гг., германским феодалам удалось только в 60‑х годах XII в. На вновь завоеванных территориях были восстановлены епархии, создавались монастыри. Германские католические духовно-рыцарские ордена (Меченосцев, затем Тевтонский), поощряемые Римом, с начала ХIII в. начали завоевание и насильственное крещение пруссов и других балтских и финских племен.

Фридрих I Барбаросса погиб, участвуя в Третьем крестовом походе ко Гробу Господню в 1190 г. В Четвертом походе, результатом которого было чудовищное разграбление Константинополя, также участвовали немецкие рыцари. Некоторые историки считают, что Крестовый поход детей1212 г. был провокацией, устроенной работорговцами с целью продать его участников в рабство. Это движение охватило и Германию, где мальчик Николай собрал 20‑тысячную толпу детей, большая часть которых затем погибла.

Фридрих II, сосредоточившись на своих итальянских владениях и упорной борьбе с папством, предоставил немецким князьям почти полную свободу, а вскоре после его смерти в 1250 г. установилось длительное междуцарствие. В XIII в. право избирать императора Священной Римской империи было закреплено за коллегией из семи князей-выборщиков (курфюрстов) — четырех светских и трeх духовных — архиепископов Майнца, Трира и Кeльна. В самом Кeльне в 1248 г. архиепископ Конрад фон Гохштаден заложил первый камень в основание Кельн­ского собора, и начался один из самых знаменитых долгостроев в истории — собор прекратили строить в середине ХV в., возобновив строительство через 400 лет. Завершен он был только в 1880 г. Долгие века над собором виднелся средневековый подъемный кран.

Золотая булла, принятая имперским рейхстагом в 1356 г., закрепила политический распад империи. Карл IV, озабоченный укреплением своей власти в Чехии и расширением личных владений, с легким сердцем утвердил ее. С веками роль ядра империи — Германии — все более увеличивалась, и в 1512 г. Максимилиан I впервые официально использовал наименование «Священная Римская империя германской нации».

Реформация и Контрреформация. Тридцатилетняя война

Упадок власти императоров шел параллельно с глубоким кризисом в Католической Церкви. Констанцский собор, начавшийся в 1414 г., за четыре года своей работы смог прекратить «Великую Западную схизму» (когда сразу два или три папы боролись за Престол святого Петра), сжег «еретиков» — Яна Гуса и Иеронима Пражского, но кризис католицизма углублялся и далее. С одной стороны, злоупотребления индульгенциями, папские поборы, развращенность, невежество духовенства, зверства инквизиции, провал унии с Православием, с другой — развитие в эпоху Возрождения образования, в том числе университетского, философской и богословской мысли привели к острому недовольству таким положением дел. 31 октября1517 г. профессор теологии университета в Виттенберге Мартин Лютер выдвинул свои знаменитые «95 тезисов», в которых критиковал не только злоупотребления, но и догмы католицизма. Презрев папскую анафему, а позднее и волю императора Карла V, Лютер привлек на свою сторону многих князей империи, примкнувших к Реформации, смело отстаивал свои воззрения на имперском сейме в Вормсе. Но он решительно осудил радикального проповедника Томаса Мюнцера и крестьян, поднявшихся на войну против феодального гнета, и уж тем более анабаптистов (перекрещенцев) и деятелей Мюнстерской коммуны. Лютер перевел Библию на немецкий язык, этот перевод лег в основу литературной его версии. Позднее в некоторых регионах империи получили распространение идеи другого деятеля Реформации — Жана Кальвина. В 1530 г. было принято Аугсбургское исповедание, лютеранский символ веры. Его автор — ближайший сподвижник Лютера Филипп Меланхтон — позднее внес в него некоторые изменения, сближавшие лютеран и кальвинистов.

Реформация повлекла за собой войны Карла V с протестантскими князьями, объединившимися в Шмалькальденскую лигу, которые закончились победой императора и затем Аугсбургским религиозным миром1555 г. Такое примирение дало гарантии свободы вероисповедания только для курфюрстов, светских и духовных князей, свободных городов и имперских рыцарей, но не для всех подданных империи, по принципу «cujus regio, ejus religio» (лат. «чья власть, того и вера»). Это оставило почву для возобновления конфессионального противостояния и стало одной из причин Тридцатилетней войны, разразившейся в 1618 г.

К этому времени католицизм, потрясенный до основания расколом, сумел серьезно мобилизоваться и провести систему мер, направленных на его внутреннее укрепление и решительную борьбу с реформационными идеями и движениями. Важнейшим орудием папства стал орден иезуитов. Эта Контрреформация, опирающаяся на всю мощь династии Габсбургов, которая правила Испанией (с ее богатейшими владениями в Европе и Америке) и Священной Римской империей, за полвека значительно улучшила положение католицизма. Вслед за своим дядей, испанским королем Филиппом II, император Фердинанд II любил повторять: «Лучше пустыня, нежели страна, населенная еретиками». Через несколько лет разразилась первая общеевропейская война — Тридцатилетняя, в которой «еретики» — протестанты, поддержанные Данией, Швецией, Англией и католической Францией, — победили, но во многих опустошенных войной и эпидемиями регионах потери составили от 1 / 3 до 2 / 3 населения.

Вестфальский мир1648 г. уравнял в правах католиков и протестантов (кальвинистов и лютеран), что в дальнейшем снизило значение конфессионального фактора в отношениях между государствами.

От Вестфальского мира до объединения Германии (1648–1870)

Более чем на столетие разоренная Германия приходит в упадок. В это время постепенно возвышается государство, в 1701 г. получившее название «королевство Пруссия». Его короли, будучи лютеранами, давали убежище протестантам, гонимым во Франции и в других странах. Особенно усилилась Пруссия при короле Фридрихе II Великом (1740—1786). Яркий представитель просвещенного абсолютизма, Старый Фриц, как называли его подданные, взойдя на престол, заявил: «Все религии равны и хороши, если их приверженцы являются честными людьми. И если бы турки и язычники прибыли и захотели бы жить в нашей стране, мы бы и им построили мечети и молельни». Как видим, мультикультурализм в Германии имеет давние корни, однако в последующие два века он не раз подвергался испытаниям. Неслыханным делом для протестантской страны стала закладка в Берлине по разрешению короля католического собора святой Ядвиги, первого со времен Реформации.

После Французской революции Франция в 1795 г. оккупировала, а затем и аннексировала зарейнские земли. Революционные войска и местные их сторонники разорили многие храмы, надругались над мощами и святынями. Кельнское и другие архиепископства были секуляризованы, упразднились все подчинявшиеся непосредственно императору епископства и аббатства. В 1806 г. под давлением Наполеона была и вовсе упразднена Священная Римская империя.

После разгрома Наполеона восстановилась (но уже без феодальных прав) епархиальная структура Католической Церкви страны. В то же время власти немецких государств начали насильно объединять лютеранские и реформатские Церкви, формируя взамен государственные объединенные Церкви. Например, все протестантские юрисдикции Пруссии при Фридрихе Вильгельме III в 1817 г. были объединены в единую «Прусскую Государственную Церковь». Несогласные с этим лютеране начали создавать старолютеранские Церкви, которые преследовались правительствами и не могли свободно исповедовать свою веру. С 1852 г. в Эйзенахе начали проводиться регулярные встречи немецких лютеранских иерархов — Эйзенахские конференции. Однако единой церковной организации создано так и не было.

Христианство в объединенной Германии. «Культуркампф» Бисмарка и «немецкое христианство» нацистов

18 января1871 г. в Версале, во дворце Людовика XIV, прусский король Вильгельм I был объявлен императором Германской империи. Объединение Германии «железом и кровью» было завершено. Одной из важнейших проблем империи (в которой доминировала протестантская Пруссия, а на юге, западе, в Познани и Эльзасе-Лотарингии большинство населения составляли католики) стал вопрос о взаимодействии между государством и Католической Церковью. Опасаясь партикуляристских настроений католического духовенства и мирян, правительство стремилось подчинить католиков страны, как и полвека назад протестантов, государству.

Инициатором этой политики, вскоре обозначенной термином «Культуркампф» (нем. Kulturkampf — «культурная борьба»), был рейхсканцлер князь Отто фон Бисмарк. Был изгнан из Германии орден иезуитов, «майскими законами»1873 г. устанавливался строгий контроль государства над школами, назначениями на церковные должности и даже над отношениями между клиром и паствой. Протесты со стороны католических епископов обошлись им в годы тюрьмы и во многие тысячи марок штрафов. Энцикликой от 5 февраля1875 г. папа объявил эти законы не имеющими силы. Опасаясь усиления рабочего движения, для борьбы с которым были нужны голоса католической Партии Центра, Бисмарк отчасти пошел на попятную. Большая часть майских законов к 1887 г. была отменена.

После Первой мировой войны и провозглашения Веймарской республики ее Конституция запретила создание государственной Церкви и ее поддержку, государство лишь поощряло деятельность Церквей. В 1922 г. был создан «Союз немецких Евангелических Церквей», в который вошли 28 местных церквей. Тогда же в некоторых из них начала восстанавливаться епископальность.

Сразу после установления нацистской диктатуры в 1933 г. была создана «Немецкая Евангелическая Церквь». В ней стала активно внедряться нацистская идеология «немецкого христианства» — вера отныне должна была базироваться не только на «учении Лютера», но и на «духе героического немецкого благочестия». Профессора богословия, преподававшие в университетах, обязаны были подписать клятву верности, в которой Гитлер ставился выше Христа. Противники новой идеологии отделились от этой «церкви» и стали называть себя «Исповедническая Церковь», которая подверглась преследованиям. В мае1934 г. первым синодом Исповеднической Церкви в Бармене, организованным пастором Мартином Нимёллером, была принята декларация, направленная против фашизации Церкви.

20 июля1933 г. по указанию Гитлера был заключен конкордат с Ватиканом. И все же начались преследования. 14 марта1937 г. папа Пий XI опубликовал обращенную к немецким католикам энциклику не на латыни, как обычно, а на немецком языке «Mit brennender Sorge» (нем. «С глубокой тревогой»). В ней говорилось о нехристианской сущности национал-социализма и несоответствии основам веры пронацистских движений. Конспиративно доставленная в Германию, она 21 марта, в Вербное воскресенье, была зачитана с кафедр католических храмов. Гестапо, застигнутое врасплох, помешать распространению энциклики не смогло, но немедленно усилило репрессии. За годы войны только в концлагере Дахау было заключено 2720 священников (из них 22 православных), около тысячи их погибли.

Вторая половина ХХ в. и современность. Православие в Германии

В 1948 г. была создана «Евангелическая церковь Германии» (ЕЦГ), объединяющая 23 лютеранские, объединенные и реформатские (кальвинистские) Церкви. Старо- и свободнолютеране объединились в Независимую Евангелическую лютеранскую Церковь Германии. Восемь церквей, находившихся на территории ГДР, в 1969 г. отделились от ЕЦГ и создали «Союз евангелических церквей ГДР», который в 1991 г., после объединения Германии, вновь влился в ЕЦГ.

Католицизм преобладает в Баварии и Пфальце, некоторых регионах к северу от т. н. «майнской линии», т. е. от р. Майн. К концу2009 г. в ФРГ было 24,9 млн католиков, 24,1 млн протестантов и 1,3 млн православных — греков, сербов, румын, болгар, выходцев из СНГ. Число номинальных прихожан (т. е. числящихся за той или иной церковью) всех конфессий, особенно двух основных, сокращается.

С XVIII в. приходы Русской Православной Церкви стали появляться в Германии. Самый старый храм из сохранившихся до нашего времени — во имя святого Александра Невского в Потсдаме, построенный за счет Фридриха Вильгельма III и заложенный в его присутствии в 1826 г.

C начала 1990‑х гг. в Германию приехало несколько сотен тысяч православных. Наполнились старые приходы РПЦ и воссоединившейся в 2007 г. с ней РПЦЗ, открылось и много новых. В 1992 г., когда ныне правящий архиепископ Берлинский и Германский РПЦ Феофан (Галинский) прибыл на кафедру, в епархии было только 12 приходов. Сейчас их насчитывается около 60‑ти.

Владимир Моисеенко

* Филиокве (лат. filioque — «и от Сына») — добавление в Никео-Цареградский Символ веры (IV в.) в догмате Троицы: об исхождении Святого Духа не только от Бога-Отца, но «и от Сына».

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Добавить комментарий