ПРАВОСЛАВНЫЙ ОПЫТ ПОМОЩИ НАРКОМАНАМ. Наркомания — недуг духовный. Часть 2

2005_08_28_808Окончание. Начало в № 23
Весь процесс реабилитации наркозависимых имеет цель на­учить человека жить без наркотиков и быть ответственным за свою собственную жизнь, став самостоятельной, психологически зрелой личностью.

Социальная помощь

Те изменения, которые происходят с человеком в процессе реабилитации на духовном и психологическом уровне, являются лишь частью работы по изменению его жизни в целом. Реально говорить о том, что человек, отказавшийся от употребления наркотиков, стал ответственным за свою трезвую и здоровую жизнь, можно лишь тогда, когда у него успешно складываются социальные и трудовые отношения, когда он способен решать вопросы профессионального самоопределения.
Социальная помощь рассматривается как создание таких условий реабилитации, в процессе которых человек имеет возможность быть включенным в социальные отношения с другими людьми, приобретает собственный опыт трудовой деятельности для того, чтобы, вернувшись из реабилитационного центра, суметь состояться и утвердиться не только на индивидуальном, но и на общественном уровне. Для выполнения этих условий в центре осуществляется следующее:
• ежедневно составляется план индивидуальной и коллективной трудовой деятельности, которая включает хозяйственно-бытовые работы и обучение в производственных мастерских;
• в конце рабочего дня проводится подведение итогов, оценивается объем и качество выполненных заданий.

Такая организация реабилитации позволяет людям, находящимся в центре:
— освоить определенные социальные навыки;
— научиться вкладывать свой труд не только в себя, но и в работу центра, что способствует осознанию себя как личности и как члена общества;
— изменить потребительскую позицию на созидательную;
— увидеть результаты своего труда, своей квалификации и уровня умений, т. е. реально оценить свои возможности как работника;
— научиться решать текущие жизненные задачи самостоятельно или в коллективе;
— научиться организовывать свое время.

Молодым людям, успешно прошедшим реабилитацию, оказывается следующая помощь:
1. Предоставляются рабочие места в реабилитационном центре.
2. Предоставляются рабочие места в различных организациях и на предприятиях, по предварительной договоренности с их руководством. В центре может быть организована учебно-­производственная мастерская по изготовлению мягкой и корпусной мебели, иконостасов, рамок и других изделий. Наличие собственного производства и рабочих мест в центре позволяет человеку, проходящему реабилитацию, освоить рабочую специальность.

Духовно-психологическая помощь семье

Наркомания — болезнь семейная. Семья участвует в возникновении болезни, а значит, может участвовать в исцелении, реабилитации. Все члены семьи зависят друг от друга, все они созависимы. Священник и психолог, оказывая помощь родственникам в таких семьях, решают те же задачи, что и при оказании помощи наркозависимому.
Помощь священника направлена на просвещение родственников учением Христовым и указание путей духовного спасения. Тем, кто ждет от своих близких духовного возрождения и исцеления, важно помнить, что этот же путь придется проделать и им самим. Духовный рост родственников наркозависимого — это реальный вклад в его спасение. Найдя в себе силы победить собственные страсти, они смогут дать ему очень ценный урок избавления от зависимости.
Помощь психолога направлена на изменение мышления, отказ от прежних деструктивных отношений, моделей поведения, убеждений. Работа психолога проводится по следующим направлениям:
— предоставление родственникам максимально объективной информации по проблемам наркотической зависимости и созависимости;
— психологическая коррекция, т. е. разработка и осуществление индивидуальных программ психологической помощи, ориентированных на изменения в семейных отношениях, учитывая особенности семьи.
Программа по преодолению созависимости является долгосрочной, поскольку глубинные корни проблемы могут уходить во времена рождения детей, семейных кризисов. Психологическая помощь семье также ориентирована:
— на устранение тех признаков, по которым семья может считаться неблагополучной и которые прямо или скрыто указывают на причины возникновения нарушений в семейных отношениях;
— выработку и реализацию правил, способствующих оздоровлению семейных отношений и нравственному возрождению семьи.
Бывает, что сам наркозависимый отказывается от помощи. В этом случае перед его близкими встает конкретная задача — научиться жить рядом с неблагополучным, больным членом семьи, адаптироваться в этой тяжелой ситуации, сохраняя при этом свою жизнь, свое здоровье, не «заражаясь» болезнью.

Подготовка наркозависимых к жизни на церковном приходе

Тому, кто направляет наркозависимого на приход или в монастырь, необходимо должным образом подготовить молодого человека к жизни при храме. Подготовку лучше проводить индивидуально с каждым из тех, кто выражает желание пожить на приходе после реабилитации. Сначала целесообразно выяснить его помыслы о приходской жизни, затем восполнить или исправить их, дав им правильное направление. В первую очередь требуется, чтобы бывший наркоман ясно понимал, с какой целью он едет на приход. Об этом следует расспросить самого реабилитанта, и именно ответ на этот вопрос будет определять, есть ли вообще смысл отправлять его на приход.
Приходы, принимающие наркозависимых после их реабилитации в каком-либо реабилитационном центре, могут значительно отличаться друг от друга.

ВАЖНОЕ В РАБОТЕ ЦЕНТРА ПРИ МОНАСТЫРЕ

1. Необходимо, чтобы всякий приходящий на приход стремился слышать и понимать тех, кто живет рядом с ним, почувствовал общую атмосферу прихода и не разрушал ее. Само вхождение должно пройти так, чтобы пришедший смог увидеть, как здесь жили до него, увидеть нечто доброе, объединяющее братию, с тем чтобы не деформировать и не исказить сложившиеся отношения, а, напротив, обогатить приходскую жизнь богатствами своей души. Но это в идеале. А вообще, новый насельник как минимум должен не выпадать из общей жизни, а уметь воспринимать прозрачные намеки на свои ошибки. Если начинать совместную жизнь с прямых замечаний и выговоров, то это не принесет никому ни радости, ни особой пользы.
2. По приезде новичка устроят в какой-либо келии, объяснят, куда можно ходить, а куда ходить не следует, объявят распорядок приходской жизни. В отношении остального он должен ориентироваться сам — кому и в чем подражать, у кого и чему учиться. Все, что запрещено братии, запрещено и ему, но не все, разрешенное давним насельникам, ему разрешено. Детали же лучше уточнять.
3. Реабилитантов смущает отсутствие похвалы после хорошо сделанной работы. Многие на приходе только начинают трудиться, и каждое завершенное задание — для них событие, а похвалы, кроме разве что скромного одобрения, не слышно. От такого огорчения опускаются руки, пропадает желание чем-либо заниматься. Но такова традиция братства — не строить благополучие прихода посредством эксплуатации тщеславия насельников.
4. О послушании. Пришедший спасаться на приходе должен настроить себя на исполнение каждой просьбы и настоятеля, и любого из братии. Ему дается возможность проявить свою любовь к живущим при храме насельникам самым убедительным образом: каждую их просьбу он да рассматривает как обязательную к исполнению. Приказов и повелений никто на приходе не делает, просто все положили себе за правило облегчать жизнь друг другу, взаимно исполняя благоразумные пожелания ближних. Общую же заботу обо всех несет настоятель, и потому его просьбы братия стремится исполнять в первую очередь. Ошибка относительно послушания состоит в том, что люди по большей части полагают, будто главной целью послушания является достижение во всех делах максимального успеха, наилучшего результата. Нет, целью является спасение, которое требует отсечения своей воли. Поэтому главное правило относительно послушаний на приходе гласит следующее: «Делай дела не так, как тебе хочется, а как просят это дело исполнить». Это действительно очень трудное правило. Вся натура бунтует, если мы знаем, как сделать данное дело и лучше, и быстрее, а нас понуждают выполнить его иначе. Или мы уверены, что не этим делом следует сейчас заняться, а совсем другим.
5. О покаянии. Духовник приглашает вновь прибывшего брата на первую исповедь обычно через две недели после приезда. За это время новый насельник осмотрится, немного привыкнет, успокоится, получит возможность направить внимание внутрь себя. Со своей стороны, и духовник присмотрится к брату, начнет его чувствовать. Тем, кто входит в братство, рекомендуется пройти генеральную исповедь, рассказать обо всех грехах, которые человек помнит, начиная с самого детства.
Человек, начинающий духовную жизнь, должен иметь понятие о покаянии. В нем надо выделить две составляющие: примирение с Богом и несение епитимии за грехи.
На приходе приходится много трудиться. Во-первых, это объективно требуется для выживания прихода в современной ситуации. Во-вторых, труд, правильно понимаемый, является первой ступенью на лестнице духовного делания, и через эту ступень нельзя перескочить.

shema_reabilitacii_2

Часть 1 : ПРАВОСЛАВНЫЙ ОПЫТ ПОМОЩИ НАРКОМАНАМ. Наркомания — недуг духовный

Далее читайте в печатном виде № 24 (370) декабрь 2014 с. 8–9

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Добавить комментарий