Православное обучение: От детского сада до университета

Предлагаем вниманию читателей интервью с Преосвященным Иларием, епископом Макаровским, викарием Киевской Митрополии, председателем Синодального отдела религиозного образования и катехизации Украинской Православной Церкви.

— Владыка, задача Вашего отдела — духовное образование мирян?
— Отдел непосредственно ведает воскресными школами, как взрослыми, так и детскими, мы также сотрудничаем со светскими средними и высшими учебными заведениями. Существуют разные формы сотрудничества — это могут быть катехизаторские, ознакомительные лекции, беседы о православных традициях и культуре. Собственно форма зависит от того, как складываются отношения во время контакта.

— Часто ли приглашают сотрудников вашего отдела в вузы, к студентам?
— Слава Богу, часто. Можно уверенно сказать, что взаимодействие расширяется, особенно с Международной академией управления персоналом, где сложились прочные, традиционные связи. Там, как известно, действует кафедра теологии — первая на сегодня подобная кафедра в Украине, находящаяся под патронатом Предстоятеля УПЦ Блаженнейшего Митрополита Владимира. Очень хорошие отношения сформировались с Национальным медицинским университетом им. А. А. Богомольца, Национальной музыкальной академией Украины им. П. И. Чайковского, Киевским славистическим университетом и другими вузами.

— Предполагаете расширять сотрудничество и взаимосвязь с другими светскими высшими учебными заведениями?
— Мы хотим расширить само поле деятельности и, конечно, улучшить качество такого взаимодействия, чтобы это были не временные или периодические, а систематические, постоянные контакты. Это дало бы нам возможность заниматься катехизацией, в первую очередь, с молодежью, и не просто с молодежью, а со студенчеством — с нашими будущими учеными, руководителями, управленцами, которые получат если не богословскую, то, по крайней мере, определенную религиозную базу и будут рассматривать свою профессиональную деятельность, исходя из позиций и посылок православного мировоззрения. Второе наше направление, которым мы вплотную занялись — это серьезная работа с воскресными школами. Потому что, как сказал Блаженнейший Митрополит Владимир, уже давно назрел вопрос систематизации занятий в воскресных школах. Первоначально необходимо классифицировать воскрес­ные школы, скоординировать работу этих школ, выработать общую методику, программы обучения, создать учебники и т. д.

Лекция “Православная семья”
в Актуальном богословском клубу “София”.
Кафедральный собор “Воскресения Христового”.
Галерея “Соборная” г. Киев, 16 апреля 2010 г.

— Подобная координация действий предполагается по всем епархиям?
— По всей Украине. Поэтому мы сейчас объявили всеукраинский конкурс на лучшую программу, на лучший урок воскресной школы. Необходимо найти уже существующие наработки, чтобы этот опыт систематизировать и предлагать воскресным школам как образец для их занятий, проведения определенных мероприятий, утренников, праздников и т. д. Кстати, на последних Покровских чтениях у меня был доклад на эту тему — по вопросу воскресных школ. Мы обсудили эту проблему, определили тенденции, увидели, что необходимо делать прежде всего. Наше глубокое убеждение заключается в том, что воскресные школы являются фундаментом православного пространства Украины. Следующий шаг — это конкурс, о котором я говорил, затем мы планируем провести семинар по этому вопросу, где соберем директоров воскресных школ, лучших преподавателей, с которыми будем вплотную обсуждать эти вопросы, чтобы внедрять передовой опыт в жизнь.

— Имеются ли статистические данные по епархиям — сколько, где, какие существуют воскресные школы, катехизаторские курсы?
— Практически закончена, за исключением некоторых епархий, статистика и систематизация, благодаря чему мы знаем, сколько имеется воскресных школ, имеем представление о специфике их работы, о вовлеченности учащихся, количестве преподавателей и др.

— Владыка, Вы не могли бы обрисовать общую картину по епархиям — на каком уровне налажена работа воскресных школ?
— Собственно говоря, не в том дело, что где-то лучше, где-то хуже, а просто есть более сильные воскресные школы, есть более слабые. Суть в том, что когда мы занялись этим вопросом, то увидели, сколько у нас энтузиастов своего дела, самоотверженных людей, которые действительно стараются просвещать детей, молодежь, студенчество, занимаются с их родителями. Нужна только поддержка и помощь этим людям, объединяющая их усилия, расширяющая поле духовного воздействия. Воскресная школа сейчас является средоточием религиозной жизни многих людей.

— Помогать им должны, прежде всего, епархиальные управления?
— Безусловно, епархия должна принимать деятельное участие в просвещении людей, их катехизации. Наше дело — поощрять епархии ко взаимодействию с воскресными школами, это одна из первейших задач. Мы можем объединять их усилия, координировать работу воскресных школ, к чему и призваны как Синодальный отдел. И здесь мы акцентируем внимание на все том же: воскресные школы — наша главная цель. Потому что это основа, фундамент миросозерцания наших будущих и нынешних граждан, а, следовательно, и сохранение нашего пространства как православного, потому что молодежь — самое важное, что есть у державы и Церкви, это наше будущее. Если мы упустим молодое поколение (и не одно), то просто можем оказаться в очень сложной ситуации, когда Церковь будет терять своих прихожан и не будет иметь возможности выполнять свою миссию в мире. Поэтому сейчас мы стараемся обратить на это особое внимание — воскресные школы должны исполнять в полной мере свою функцию. Тем более что в ходе сбора статистических данных оказалось, что происходит интересный феномен — благодаря детям, которые ходят в воскресную школу, обращаются к вере и постепенно воцерковляются их родители. Воскресные школы мы рассматриваем как явление комплексное, это не только катехизация, преподавание Закона Божия. Мы выступаем за воскрес­ные школы, которые могли бы уделять внимание и досугу наших детей, т. е. организовывать спортивные занятия, клубы, интересные викторины, летние лагеря. Необходимо охватывать всю жизнь ребенка, чтобы он мог проявить себя как христианин в деятельном пространстве воскресной школы.

— Когда только создавался Ваш отдел, речь шла о создании катехизаторского училища в Киеве. Как сейчас обстоят дела, каковы перспективы?
— Преподаватели у нас есть, и желающие учиться тоже, но остается проблема помещений. Актуальность этого училища очень велика, этот вопрос назрел, как и вопрос о кадрах, которые готовило бы училище. Нам необходимы высококвалифицированные катехизаторы, регенты. Я думаю, что решение этого вопроса не за горами. Неплохо, если бы такие училища были во всех областных центрах, но это вопрос перспективы.

— Возможно ли, по Вашему мнению, духовное, религиозное образование онлайн, или необходимо учиться традиционно, “с глазу на глаз” с преподавателем?
— Вспоминая опыт советского времени, когда невозможно было даже духовную литературу приобрести, многие “ловили” православные передачи на коротких волнах по радио и таким образом восполняли недостаток богословского образования. Не скрою, что и сам так утолял свою жажду богословских знаний. Поэтому я думаю, что если человек имеет усердие, то с Божией помощью можно получить и “онлайновое” образование. Главное в этом случае, чтобы преподаватели давали правильные рекомендации и направление. Однако хочу подчеркнуть, что Интернет не заменит живого общения с преподавателем, того сакрального явления, которое называется учительством.

— Владыка, сейчас Вы занимаетесь духовным образованием мирян, не так давно преподавали в Киевской духовной академии и семинарии. Как Вы думаете, скоро ли наши высшие духовные учебные заведения получат государственную аккредитацию?
— Такой опыт уже есть в Украине — его осуществила Ужгородская Богословская Духовная Академия им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. И этот опыт может стать всеобщим. В этом году студенты Ужгородской Богословской Духовной Академии впервые получили дипломы государственного образца, подтвержденные Министерством образования Украины. Я думаю, это очень хорошее достижение, хорошая наработка, которая дает возможность этим выпускникам приложить свои знания в светских учебных заведениях. Диплом имеет аккредитацию, выпускник — необходимые знания, чтобы проводить катехизацию, проповедовать, тем более что в Ужгороде могут учиться не только духовные лица, но и миряне.

— Какими еще формами религиозного образования занимается Ваш отдел?
— Актуальное и перспективное направление — это православная гимназия — синтез воскресной школы (чисто религиоз­ное образование) и средней школы (образование светское), с преподаванием религиозных дисциплин: православной культуры, христианской этики, истории Православия. В последнее время эта идея весьма популярна, т. к. многие родители хотят, чтобы их дети учились именно в религиозных школах. Наш отдел занимается изучением этого вопроса. В одной из киевских школ идет работа над созданием экспериментального класса по типу православной гимназии. Если это будет положительный опыт, который получит одобрение православной общественности, представителей Министерства образования, то вполне возможно, что нам удастся создать гимназию, которая будет работать по православным программам. Православные гимназии есть и в некоторых областных центрах Украины.
Кроме того, родители хотят, чтобы их малыши посещали православные детские садики. Т. е., мы уже дозрели до того, чтобы поднимать вопрос об организации специальных учебных заведений разного уровня, которые бы носили православный характер. Более того, Миссионерским отделом УПЦ озвучена тема создания православного университета. Понятно, что это вопрос не одного дня, но если мы будем трудиться в этом направлении, то непременно добьемся успехов.

— Иногда приходят креститься или венчаться люди, не понимающие, что происходит во время таинств, не получившие даже минимальных основ церковных знаний. Как у нас решается этот вопрос?
— Оглашение действительно необходимо современным людям, которые хотят принять Крещение, но катехизация необходима и тем, кто считает себя членом Церкви, потому что за годы советской власти были утрачены и многие традиции, и духовные знания, и навыки благочестия. Это, опять-таки, работа епархий, которые должны призывать своих клириков заниматься катехизацией. И, как мне известно, во многих епархиях проявляется забота о том, чтобы таинства Крещения и Венчания (и другие священнодейства) непременно предваряла огласительная беседа. Необходимо придавать этому должное внимание, регулярно проводя внебогослужебные собеседования. Какие-то недочеты, конечно, есть, нельзя сразу сделать все. Мы, как Синодальный отдел, рекомендуем проводить катехизаторские беседы, оглашение для тех, кто хочет креститься или венчаться. Это два крайне важных события в жизни человека, поэтому необходимо предварять их катехизической беседой. Кроме того, постоянно издаются специальные рекомендации, брошюры для тех, кто хочет вступить в жизнь Церкви и участвовать в ее таинствах. Проводятся беседы также с теми, кто имеет намерение впервые исповедаться или причаститься. Надеюсь, такая практика будет утверждаться и расширяться.

Беседовала Елена Головина

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Добавить комментарий