Отдавая себя на служение Христу

Памяти почившего Епископа Тихона
Библейский Екклесиаст возгласил, что в нашем мире “всему свое время, и время всякой вещи под небом: время рождаться, и время умирать” (Еккл. 3: 1-2). Понимая непреходящее значение этих слов, все равно очень трудно осознавать, что Господь призвал к Себе человека, Своего архиерея, о котором думалось и говорилось как о деятеле и духовном труженике будущего, у которого было столько планов, идей и начатых проектов.

Жизненный путь епископа Тихона (Жилякова) типичен для тех представителей молодого поколения 1980-х годов, которые пришли в Православие в результате поиска духовной опоры. Он принадлежал к образованной молодежи, разочаровавшейся во всех философских построениях уходящего века безверия и обратившейся к наследию и традициям своего народа, к мировоззрению и вере своих предков.
Николай Жиляков, так звали в миру почившего архиерея, пришел к Богу напрямую из классического материализма, из системы взглядов, где во главе угла стоял только человек и только человеческая гордость. Казалось бы, идеологическая система, возглашающая первичность материи над соз­нанием, над духом, должна была убить всякий идеализм в молодом студенте Коммунарского горного института (ныне это Донбасский горно-металлургический университет). Но, наряду с обязательными произведениями классиков марксизма-ленинизма, на книжной полке у Николая стояли романы его любимого писателя Достоевского, причем не только с положенным для советской школы “Преступлением и наказанием”, но и с игнорируемыми той образовательной системой романами “Бесы” и “Братья Карамазовы”, заставляющими думать и духовно возрастать. Кроме того, будущий архиерей весьма увлекался чтением исторической литературы, что в дальнейшем подготовило почву для серьезного изучения истории Церкви.
Пытливый ум студента, а затем и аспиранта кафедры АСУ ТП (автоматические системы управления технологиями производства), по всей видимости, не удовлетворяла царившая тогда в обществе система понятий, для которой были чужды внутренние движения души, поиск причин и цели человеческого бытия.
Эти искания той точки опоры, где возможно соединение внутреннего и внешнего “я”, и привели молодого человека к вере. Именно так писал о своем пути в Церковь диакон Николай, а затем и иеродиакон Тихон, на самом популярном в те годы православном интернет-форуме отца Андрея Кураева. Уже тогда, в начале пастырского пути, отец Тихон своими советами, рассуждениями, уважением к иному мнению, умея любовью и терпением сглаживать острые полемические споры и противостояния, обратил на себя внимание пишущих и думающих православных священнослужителей.
Именно в сети Интернет состоялось и мое знакомство с будущим архиереем нашей Церкви, хотя приходы, в которых мы служили, разделяло не более ста километров.
Владыка Тихон был первым с Луганщины, кто начал вести миссионерскую работу в сети. И это порядковое числительное “первый” будет повторятся очень часто. Первая неофициальная православная миссионерско-просветительская многостраничная газета “Родник”; первое в Луганской епархии после возрождения Церкви сестричество; первые занятия с молодежью и детьми по православной этике; первая в Восточной Украине полноценная просветительская православная телевизионная программа “Источник”, где отец Тихон являлся и автором, и ведущим…
Столь многообразная и многогранная деятельность отца Тихона не помешала ему успешно закончить заочное отделение Киевской духовной семинарии. Он много служил, проповедовал, занимался со студентами горного университета, участвовал в молодежных конференциях, диспутах и встречах.
Вера сына повлияла и на его родителей. Уже после его рукоположения Крещение принял отец, заведующий кафед­рой Донбасского горного университета; стала прихожанкой алчевского храма и мать священника-монаха.
Цельность личности епископа, его стремление служить Богу во всей полноте жизненных сил стали понятны уже тогда, когда он, будучи в сане диакона, испросил у правящего архиерея Луганской и Старобельской епархии иноческого пострига. Должно заметить, что это его желание — стать священнослужителем в монашеском чине — было воспринято окружающими как само собой разумеющееся. Он был монахом, по сути, еще до пострига.
После перевода в храм в честь Почаевской иконы Божией Матери г. Рубежное, игумен Тихон кроме пастырских ежедневных забот и служб уже более конкретно и целенаправленно занялся разработкой учебных программ по православной этике. В школах городов Рубежное, Северодонецк и Лисичанск проводились уроки, лекции и обучаю­щие семинары. Программа разрабатывалась с учетом реалий жизни общества и государства. В ней соединились богатое культурологическое и историческое наследие нашего народа с ответами на вызовы дня нынешнего. Находясь в парадигме Православия, данная программа, по сути, охватывает все грани бытия современного человека, при этом оставаясь живой, нужной и интересной. Ее доброжелательно восприняли как преподаватели школ, так и учащиеся. Все это стало основой того, что указанная программа, получившая название “Основы человекознания”, была утверждена и рекомендована к использованию в школах Министерством образования Украины.
В 2008 г. игумен Тихон поступил в Ужгородскую богословскую академию и по благословению епископа Северодонецкого и Старобельского Агапита читал курс лекций для слушателей богословско-педагогических курсов при Киевских духовных школах и Харьковской духовной семинарии.
Естественно, столь многогранная деятельность отца Тихона, который еще и успевал возрождать, строить и обустраивать храм и три часовни в г. Рубежное, не могла остаться незамеченной.
В январе 2009 г. он был возведен в сан архимандрита, а в ноябре того же года — вызван к Предстоятелю Украинской Православной Церкви Митрополиту Владимиру: Блаженнейший Владыка предложил ему хиротонию в епископский сан.
28 ноября архимандрит Тихон при наречении его во епископа Кременчугского и Лубенского произнес следующие слова:
“Если Господь дарует мне послужить Ему в этом сане, почту сей дар за величайшую милость, поскольку не понаслышке знаю, что есть жизнь вне церковной ограды. Ведь Свет Христов воссиял мне не в детстве, а на исходе юности. Святое Крещение Бог даровал мне после нескольких лет духовных исканий, когда я был уже аспирантом светского вуза. Последовавшие за Святым Крещением диаконская хиротония, монашеский постриг и иерейская хиротония стали для меня живым свидетельством того, что Царство Божие не от мира сего (см.: Ин. 18: 36), что сила его в душах человеческих действует могущественно”.
Господь даровал владыке Тихону послужить в сане архиерейском лишь краткое время, а затем призвал его к Себе, но даже этот год святительской деятельности принес и еще будет приносить добрые плоды.
Кафедра, куда был назначен новый архиерей, — новая, и за короткий срок процесс полного становления епархия еще не прошла. Епископ Тихон стал третьим архиереем кременчугской паствы. Отличительной особенностью его епископского служения было то, что он умел слушать и слышать. Владыка никогда не принимал скоропалительных решений, особенно это касалось вопросов межпастырских отношений и внутриепархиальных проблем. Он скрупулезно и разносторонне рассматривал возникающие ситуации. Иногда для принятия решения ему были необходимы время и молитва, но практически всегда после определения правящего архиерея наступало умиротворение и согласие.
Став владыкой, епископ Тихон не оставил своих миссионерских и катехизаторских трудов. Вскоре возродилась (уже в Кременчуге) газета “Родник”, зазвучало православное слово на телевидении, активизировались связи епархии с государственными и общественными организациями.
Однако здоровье владыки Тихона оставляло желать лучшего. Болело сердце. Активная жизненная и святительская деятельность, постоянные тревоги и неустанные заботы, требующие кардинальных, иногда болезненных решений, несомненно, сказались на его самочувствии.
Тех немногих минут свободного времени, которые владыка Тихон любил в одиночестве провести в лесу, у реки или озера, ему выпало крайне мало…
Необходимо было выполнять наказ, данный ему при вручении епископского жезла Митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром:
“Не ищи ни личных благ, ни удобств, ни человеческой славы. Отдавай всего себя на служение Спасителю мира, не имевшему на земле места, где главу приклонить (см.: Лк. 9: 58). Только так ты исполнишь то, чего ждет от тебя Господь”.
Этот наказ он выполнил.

Царство тебе Небесное, дорогой владыка!

Протоиерей Александр Авдюгин

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Добавить комментарий