IMG_0067_изменить-размер

Особенности системы работы в воскресной школе для взрослых

Преподавание вероучительных предметов. Духовные искания, нравственные проблемы и пути их разрешения

 Зачем взрослые люди идут в воскресную школу? В большинстве своем это люди работающие, многие из них семейные. Нельзя сказать, чтобы у них было достаточно свободного времени. Так зачем же?

Если обобщить, то можно увидеть ряд причин:

  1. Люди ощущают пустоту своей жизни, она их гнетет. Пытались ходить в храм на богослужения — ничего не понятно.
  2. Пробовали читать тонкие брошюры о вере и рассказы о старцах и старицах, но только еще больше запутались.
  3. Люди уже ходят в церковь, участвуют в таинствах, но что совершается в храме, что самое главное в вере, как жить, чтобы светлее была жизнь и не пугала смерть, — им не понятно.
  4. У людей сложились трудные семейные или служебные обстоятельства и нет сил с ними справиться, а как получить помощь и укрепление от Бога, что для этого надо делать — не ясно.
  5. Человек начал читать Евангелие, но понял, что в реальной земной жизни все обстоит совсем иначе. Почему так происходит и как понять то, о чем нам говорится в Евангелии?

Я привел лишь некоторые из причин, побуждающих взрослых людей ходить в воскресные школы.

В тех воскресных школах для взрослых, где серьезно поставлена просветительская работа, эффективность воцерковления людей может составлять более 90 %, равно как и решения учащимися своих проблем, с которыми они пришли на занятия. Конечно, это требует не одного года систематических занятий. Но твердо можно сказать, что большинство из них знают, зачем пришли в воскресную школу.

Как же решать задачи, стоящие перед учащимися взрослых воскресных школ? Какие вопросы возникают у взрослых посетителей воскресных школ?

Сначала скажем о тех примерах, когда занятия в воскресных школах оказываются неэффективными.

Мне приходилось беседовать с верующими людьми, обучавшимися во взрослых группах воскресных школ. Они прошли лекционные курсы по изучению догматики, церковной истории, литургики, но совершенно не могли решать те духовные проблемы, которые возникали в их жизни, не понимали сути христианской веры, смысл Христова учения и Евангелия. В чем причина? Ответ один: Личность Иисуса Христа, Его жизнь и учение не стали важнейшей частью того, чему их учили в воскресной школе, не стали фундаментом их духовного знания и христианского воспитания личности. Но, для того чтобы решать все стоящие перед людьми задачи, Христово Евангелие должно изучаться глубоко, основательно и разносторонне.

Поэтому центральной задачей воскресной школы должно быть изучение Самой Личности Иисуса Христа, Его жизни и учения. Надо добиваться умения жить как член Святой Христовой Православной Церкви. Если задачи воскресной школы таковы, что в центре ее деятельности должно быть разнообразное изучение Священного Писания, церковного богослужения и таинств, тогда будет актуально и необходимо знакомство с церковной историей, показывающей жизнь Иисуса Христа в Своей Церкви и святых людях, и догматикой, помогающей глубже понять учение Спасителя, и литургикой, которая учит христиан общаться с Богом и освящать Божией благодатью свое земное бытие. Чем глубже люди познают Евангелие и понимают слова и дела Спасителя, тем лучше они понимают и решают собственные проблемы, узнают, как надо жить по-Божьи: что следует в своей жизни в первую очередь исправлять, как при этом пользоваться помощью Божией.

У взрослых людей христианская вера начинается с переоценки своих ценностей, то есть с покаяния. Ведь слово «покаяние» по-гречески звучит как «метанойя», т. е. «перемена всего умонастроения». Но оно становится возможным только тогда, когда перед нашим духовным взором встает понятая из Евангелия Личность Господа нашего Иисуса Христа — подлинного, настоящего Человека. И именно в сравнении с Ним можно понять, каковы мы сами.

Конечно, могут существовать самые разные подходы к обучению взрослых основам христианского вероучения. Но цель должна быть одна — глубокое принятие Христова Евангелия умом и сердцем и, вследствие этого, искреннее и глубокое воцерковление. Хотелось бы остановиться подробнее на возможных подходах к преподаванию.

  1. Лекционная форма работы, по моему мнению, хороша только в небольших дозах.
  2. Из опыта работы нашей взрослой воскресной церковноприходской школы. Когда более 20-ти лет назад она только появилась, перед нами сразу же возник вопрос: что изучать и по какой программе? Я обратился за советом к известному катехизатору протоиерею Глебу Каледе (1921–1994) и получил от него такой ответ: «Изучай с прихожанами Символ веры».

Мы так и сделали. С самого начала была исключена лекционная форма работы. Занятия, скорее, напоминали семинар. У всех присутствующих был в руках Новый Завет. Я готовился к каждому занятию и составлял краткий конспект изучаемой темы. Выписывал в тетрадь указанные цитаты из Священного Писания, которые будут использованы на ближайшем занятии. Продумывал, что нужно обсудить и к каким выводам прийти на занятии вместе с прихожанами. Никаких книг, кроме Священного Писания, у нас на столах не было. При необходимости отдельные цитаты из святых отцов я зачитывал по конспекту.

Мы изучали темы по Новому Завету. Тексты, указанные мной, прихожане читали по очереди. Так мы постепенно начинали четко понимать, что истины нашей веры основаны на Откровении Божием. Читая отрывки из Нового Завета, люди учились понимать Священное Писание, пользоваться им и с помощью Евангелия решать разные вопросы.

Готовясь к занятиям, я брал, конечно, далеко не все цитаты из катехизиса, а только некоторые, казавшиеся мне наиболее яркими, выразительными и понятными. Не ставилась цель изучить катехизис в полном объеме, необходимо было лишь понять те истины веры, о которых сказано в Символе веры.

Первый цикл изучения Символа веры занял два с половиной года. Конечно, мы говорили и о таинствах, как это предусмотрено катехизисом, а в ходе занятий беседовали о текущих праздниках.

  1. Постепенно мы стали работать по другой методике. Когда она оформилась, то получилась определенная логическая последовательная система.

Если мы хотим решить какую-нибудь задачу, то сначала необходимо четко поставить условия задачи, чтобы было ясно, какие проблемы мы хотим решить. Для того чтобы понять цель пришествия в мир Божия Сына, надо предварительно осмыслить, в чем суть трагедии, про­изошедшей с высшим созданием Божиим — человеком. Ведь, чтобы найти потерянное, надо хорошо знать, что потеряли.

Таким образом, приступая к изучению Евангелия, мы сначала подробно анализируем содержание первых трех глав Бытия: творение мира и человека, создание женщины и, самое главное, — грехопадение. Ведь именно из различного прочтения третьей главы Бытия вытекает разное понимание грехопадения: с одной стороны, то, какое есть у католиков и протестантов, а с другой — у православных. Соответственно с различным пониманием грехопадения строится и разное понимание евангельской вести и спасения: тут происходит резкое разделение между католиками, протестантами и православными.

Если, как два тысячелетия считают православные, человек в грехопадении заболел грехом и болезненно исказился, значит человека надо всего исцелить через Крест и Воскресение Иисуса Христа.

Уяснив это и поговорив о Рождестве Богородицы и Введении Ее во храм, рассматриваем евангельское повествование в последовательном изложении. Можно пользоваться синопсисом или таблицами последовательности евангельских событий. При этом прихожане также читают текст из Нового Завета, а священник или преподаватель тщательно анализирует его вместе с учащимися. Этот курс у нас проходят за два учебных года.

Где представляется возможным, следует привлекать богослужебные тексты, которые помогают понять и осмыслить события Священной истории.

Определенный период обучения при этом еще надо посвятить осмыслению таинств Православной Церкви.

Очень желательно прочитать и про­анализировать книгу Деяний святых апостолов как начальный период бытия Церкви Христовой в земном мире или, иначе говоря, жизнь Воскресшего Христа в Своих учениках и Своей Церкви.

Если есть подготовленный преподаватель, то хорошо было бы прочитать все апостольские послания с анализом текста.

Полезно прочитать и проанализировать Откровение апостола Иоанна Богослова, но строго в соответствии с церковной традицией и со святоотеческими комментариями. Такими пособиями могут быть составленный М. Барсовым сборник святоотеческих и богословских истолкований «Апокалипсис святого Иоанна Богослова», а также «Толкование на Апокалипсис» святого Андрея, архи­епископа Кесарийского, «Апокалипсис в учении древнего христианства» архиепископа Аверкия (Таушева) и «Тайны книги Апокалипсис» иеромонаха Серафима (Роуза).

  1. Опробован и другой вариант изучения основ христианской веры. Это изучение смысла и значения церковных праздников в их исторической и логической связи. Для этого используются новозаветные тексты, связанные с великими событиями христианской истории, богослужебные тексты из Октоиха, Миней, Триоди постной и цветной, репродукции традиционных православных икон.

В этом варианте преподавания отсчет ведется с праздника Рождества Пресвятой Богородицы и далее в хронологическом порядке освещаются сами события, включая Тайную Вечерю и Воскрешение Лазаря и до Успения Пресвятой Богородицы. Можно добавить и беседы о Воздвижении Креста Господня и Покрове Пресвятой Богородицы.

В центре внимания — праздничная икона со всеми изображенными на ней деталями, евангельское повествование и праздничные тропари и стихиры. Относительно последних — преподавателю заранее необходимо с помощью словаря церковнославянского языка и возможных переводов богослужебных текстов подготовить материалы, помогающие осмыслить и проанализировать изучаемое.

В этом случае изучение православного вероучения осуществляется не только на основе Священного Писания, но и с помощью богослужебных текстов Православной Церкви.

Такое изучение православного вероучения позволяет не только осмыслить важнейшие вопросы веры, но и разложить, так сказать, все по полочкам, складывая все в стройную систему православного миропонимания.

  1. Представляет интерес и курс изучения десяти заповедей, данных Богом на Синае.

Это нам только кажется, что их все знают и понимают. Спросите на улице, сколько заповедей из десяти люди знают? Спросите воцерковленных прихожан, как они знают и понимают десять заповедей? Картина вам представится более чем грустная.

Конечно, десять заповедей не отражают сути христианского учения. Но они представляют собой тот фундамент, на котором строится здание Христовой спасительной веры. Нарушение этих заповедей является смертным грехом. В Ветхом Завете за их нарушение полагалась смертная казнь. В Новом Завете  такие грехи отлучают от Причащения, а значит, и от спасения. И только через глубокое и искреннее покаяние восстанавливается спасительная связь со Христом и с Его Церковью.

В данном учебном курсе основные задачи — не только выучить и глубоко понять десять заповедей, но и научиться применять их в разных жизненных ситуациях. Поэтому при изучении каждой заповеди следует задавать вопросы: какое значение имеет та или иная заповедь для нас, а не для древнего израильтянина, и в каких формах она может нарушаться.

Приведу простой пример. Задаем вопрос верующей женщине: как она понимает применительно к себе самой, в ее жизненной ситуации, десятую заповедь: «Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего»? Наверное, говорить о рабах и рабынях, да и об ослах, будет нелепо. Еще более странно для верующей женщины станет пожелание чужой жены. А что она, собственно говоря, будет с ней делать? Наверное, стоит сказать: «Не желай мужа твоей ближней».

Дети же называют очень многое по отношению к десятой заповеди, включая компьютеры, мобильные телефоны и т. д. Не меньше могут сказать и взрослые, если подумают.

Таким образом нужно проработать все десять заповедей. Это помогает людям более серьезно оценить свою жизнь, как прошлое, так и настоящее.

  1. И, наконец, я хочу рассказать еще об одной системе изучения православного вероучения, очень интересной и эффективной, но практически никем не используемой. Это изучение христианства исключительно по богослужебным книгам. С одной группой мне удалось заниматься по такой системе три года подряд, ни разу не повторяясь.

Тут могут использоваться едва ли не все богослужебные книги, и при этом не играет существенной роли порядок праздничных событий.

Великим постом мы изучаем богослужебные тексты из Триоди постной, перед Пасхой и после нее — из Триоди цветной. Очень много интереснейшего материала содержится в воскресных службах Октоиха. И , конечно, в Минеях глубоко осмысляются темы праздников.

Причем мы касаемся не только вопросов вероучительных, но также и нравоучения и аскетики.

Вот пример. Местные протестанты (евангельские христиане, баптисты и некоторые другие) обычно один раз в месяц совершают «Вечерю Господню», где вспоминают о преломлении хлеба Иисусом Христом в Великий Четверг и преподании Хлеба и Вина 12-ти апостолам. Они благоговейно молятся и вкушают хлеб и вино, однако при этом не верят, что перед ними — Тело и Кровь Господа Иисуса Христа. Они, во-первых, говорят, что это просто образная речь Спасителя о хлебе и вине. А во-вторых, совершенно справедливо утверждают: кто же может повторить ту Тайную Вечерю, которую Господь совершил со Своими учениками в Великий Четверг?

Действительно, никто не может ее повторить. Но православная Литургия не является историческим воспоминанием Тайной Вечери, хотя в ней и есть элементы воспоминания. Не является она и повторением Тайной Вечери.

На каждой Литургии, как и в домашних приготовительных молитвах, мы читаем одну краткую молитву: «Вечери Твоея Тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими: не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем». В этой молитве православный христианин просит Иисуса Христа сделать его сегодня — «днесь» — причастником той самой Тайной Вечери, которую Спаситель совершил накануне Своей Крестной смерти. В православном богослужении земное встречается с Небесным, временное — с Вечным.

Когда священник причащает верующего, он не говорит: «Я причащаю», но «Причащается раб Божий». Когда православный священник крестит, он не говорит: «Я крещаю», но «Крещается раб Божий». То есть священник совершает служение Таинству, а Таинство совершает Сам Богочеловек Иисус Христос.

* * *

Я изложил некоторые особенности системы работы в воскресной школе со взрослыми, пользуясь нашим опытом.

Преподавание должно основываться на анализе и осмыслении библейских или богослужебных текстов. При этом всегда следует стараться делать выводы для их практического применения в жизни учащихся.

 

Протоиерей Борис Балашов,
г. Клин

IMG_0067_изменить-размер

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Особенности системы работы в воскресной школе для взрослых: 1 комментарий

Добавить комментарий