«Не плачь, Рахиль!»

«Избиение младенцев в Вифлееме».
 Гравюра Ю. Ш. фон Карольсфельда

Евангельские волxвы после поклонения Младенцу, «получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою» (Мф. 2: 12). «Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов. Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет» (Мф. 2: 16–18). 

Что же произошло? Почему иудейский царь так жестоко поступил с детьми?

Об избиении младенцев в Вифлееме

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона сообщает, что Ирод был кровожадным деспотом, «который беспощадно истреблял всех и все, в чем только его подозрительный взгляд видел признак крамолы». Также отмечается, что он уничтожил почти всех законных наследников еврейского народа и не остановился даже перед отравлением Мариамны, хотя она была самой любимой из его десяти жен. Последние годы правления Ирода превратились в сплошной террор, причем сам царь отдал приказ о смерти собственного сына Антипатра.

Именно поэтому, беспокоясь о сохранении своей власти, он решается устранить возможных претендентов на престол. Однако, не зная, где именно находится родившийся Младенец, он приказывает убить всех детей в возрасте до двух лет, проживавших в Вифлееме и его окрестностях. Светская история сообщает, что император Август, узнав об избиении младенцев и казни Антипатра, сына Ирода, сказал: «Лучше быть свиньей Ирода, чем его сыном».

В чем виновaты младенцы?

Каждому понятно, что Ирод совершил преступление. Но непонятно, в чем же виноваты убитые дети, и почему Бог позволил это?

Следует отметить, что причиной смерти младенцев не было чувство ненависти к ним или мести со стороны Ирода. Царь был одержим властолюбием и завистью, чрезмерной любовью к себе и ненавистью к Тому, на Кого указывала Вифлеемская звезда.

Святитель Феофилакт Болгарский говорит, что смерть Вифлеемских младенцев была попущена «для того чтобы обнаружилась злоба Ирода; младенцы не погибли, но сподобились венцов. Ибо всякий, терпящий какое‑либо зло здесь, терпит или для оставления грехов, или для приумножения венцов. Подобным образом и эти дети больше увенчаны будут».

Младенцы были погуб­лены бессердечием Ирода, его злобой и жестокостью. Они пострадали не из‑за Христа, но воистину за Христа, пусть даже и не осознавая этой своей жертвы.

Решение вопроса о страданиях Вифлеемских младенцев находится в религиозном пространстве. Если допустить, что предназначение человека ограничивается земной жизнью и завершается его смертью, то следует вывод, что воздаяние за свои добрые и плохие поступки люди получают только здесь, на земле. Тогда невинно осужденный и незаслуженно терпящий скорби вправе считать себя обездоленным и обиженным и имеет основание сказать: «Где справедливость? И почему Бог допускает, чтобы я страдал в то самое время, когда люди порочные благоденствуют?». Подобным образом рассуждают люди, не имеющие веры в вечную жизнь и воскресение мертвых.

Позиция верующего человека коренным образом отличается. Христос учит о бессмертии души и о предстоящем воскресении всех людей, о кратковременности земной и о вечности будущей жизни, о воздаянии в будущем за все содеянное здесь, на земле, о ничтожности земных богатств и славы перед Cудом Божиим.

Если бы младенцы остались живы?

Святитель Иоанн Златоуст размышляет о судьбе Вифлеемских младенцев: «Ты скажешь, что они совершили бы многие, а может быть, и великие дела, если бы продолжилась их жизнь… Но Он и не попустил бы ранней их смерти, если бы они могли сделаться великими», то есть более великими, чем они стали благодаря своей смерти. «Напротив, — говорит архиепископ Иннокентий Херсонский, — они легко могли бы попасть в число тех, которые кричали Пилату: «Да будет распят… Кровь Его на нас, и на детях наших» (Мф. 27: 22, 25). И тогда, возможно, на них обрушились бы те беды, о которых Христос говорил незадолго до Своих страданий: «ибо приходят дни, в которые скажут: “блаженны неплодные, и утробы неродившие, и сосцы непитавшие!”» (Лк. 23: 29).

Почему упомянута плачущая Рахиль?

Несколько слов следует сказать и о плаче Рахили. Рама — это городок в Израиле, где была похоронена Рахиль, жена ветхозаветного патриарха Иакова, сына Исаака и внука Авраама (см.: Быт. 35: 19). Согласно преданию, когда сына Рахили, Иосифа, вели в Египет в качестве пленника и раба, он, проходя мимо гробницы своей матери, заплакал и закричал: «Мать моя, слышишь ли ты меня? Мать моя, видишь ли, куда ведут твоего сына?!». В ответ из гробницы послышалось рыдание. Затем, когда вавилонский царь Навуходоносор в 586 г. до Рождества Христова сокрушил и разгромил Иудейское царство, он приказал переселить его жителей в Вавилонию, и Рама была городом, где собирали пленников-иудеев, чтобы везти их в далекую страну.

По своему географическому положению г. Рама находится в 12‑ти километрах от Вифлеема. Можно предположить, что, когда царь Ирод «послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его» (Мф. 2: 16), эта территория включала в себя и Раму. В Ветхом Завете пророк Иеремия описывает жителей Иерусалима, уводимых на чужбину (см.: Иер. 31: 15), и эти слова о плачущей Рахили сказаны о них. На этом печальном пути они проходят мимо г. Рамы — места захоронения Рахили; Иеремия изображает Рахиль, плачущую даже во гробе о судьбе, выпавшей ее народу в Вавилонском пленении.

Сколько было убито младенцев?

Православное предание сообщает, что всего по приказу Ирода пострадало 14 тысяч детей. Ряд западных источников увеличивает эту цифру до 144 тысяч. Такое число вызывает сомнение у современных ученых: тот город, который имеет такое количество младенцев указанного возраста, просто не соответствует провинциальному поселению, которое называлось Вифлеемом. Почему тогда 14 тысяч? Можно говорить о символичности цифры «14», например как о числе «сыновей» Рахили. В Библии сыновьями Рахили называются не только Иосиф и Вениамин, рожденные ею, но также и внуки (сыны Иосифа и сыны Вениамина) — «это сыны Рахили, которые родились у Иакова, всего четырнадцать душ» (Быт. 46: 22). По 14‑ти тысячам «своих сыновей» плачет Рахиль спустя 17 веков после своей земной жизни. Отметим также, что евангелист Матфей приводит родословие Христа, сформированное из трех групп по 14 имен в каждой (но оно далеко не полное), чтобы показать, что Иисус есть потомок царя Давида. Предположительно цифра «14 000» была определена во II в., когда Церковь начала совершать память Вифлеемских младенцев.

В завершение нашей статьи приведем слова святителя Иоанна Златоуста. Символически обращаясь к Рахили, он говорит: «Не плачь больше, прекрати свою печаль, Рахиль! Ирод убил твоих детей на земле, но Бог вскармливает их на небе. Ирод лишил твоих детей временного света, но Он исполнит их Своим светом на небе. Не видишь их резвящимися на земле, но тогда увидишь, и возрадуешься, видя их, как агнцев, резвящимися в раю. Теперь печалишься, что не видишь их за столом протягивающими руки, но тогда увидишь, и возрадуешься, что они с ангелами угощаются хлебом небесным. Теперь печалишься, не слыша их шума, но тогда услышишь, и возрадуешься хору этих детей, прославляющих Христа в раю, подобно весенним ласточкам». Кстати, такое осмысление этих евангельских событий давно присуще нашему народу и отобразилось в словах рождественской колядки: «Не плач, Рахиле! Глянь — діти цілі, не умирають, а оживають! Ті діти нині в новій святині!».

Подготовил протоиерей Николай Баранов

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Добавить комментарий