2012

КОНЕЦ СВЕТА ЗА 225 МЛН. ДОЛЛАРОВ

Каждый год в широкий прокат выходит по 4–5 фильмов, показывающих катастрофы вселенского масштаба. Почему зрителей уже который год пугают концом света? Разрушительные землетрясения, километровые цунами, падающие дома и срывающиеся в бездну автомобили — все это так эффектно и потрясающе! Фильм-катастрофа “2012” стал очередной картиной американского кинематографа о приближающемся конце света.
“Цунами”, “Полярный шторм”, “Судный день”, “Я — легенда”, “Пандемия”, “Наводнение”, “Адский дождь”, “Земная кора” “Послезавтра”… — всего более сорока фильмов начиная с 2000 года, то есть почти по 5 фильмов, ежегодно!

Появление таких фильмов — далеко не случайное явление. И дело не только в том, что так называемые “триллеры” стали уже самостоятельным жанром. Многим людям скучно каждый день ездить на работу или смотреть за детьми. Хочется острых ощущений, которые бы обеспечивали настолько сильные переживания и давали такой выброс адреналина, что вся обыденная рутина отступала бы на второй план. И чтобы все беды были в виртуальном мире, создавая иллюзию комфорта в реальном.

Учитывая такое множество фильмов-катастроф, легко заподозрить всемирный заговор. Ведь испуганными людьми легче управлять. Но здесь все намного банальнее. Эти ленты делаются не для манипулирования сознанием, а для получения прибыли. Фильм- катастрофа “Послезавтра” (“The Day After Tomorrow”), рассказывающий о гибели северного полушария Земли от глобального и молниеносного изменения климата, собрал в прокате 542 млн долларов при затратах на производство в 140 млн. “2012” собрал 225 млн долларов — это на 65 млн больше затрат на его производство (по данным на ноябрь 2009 г. — сейчас, вполне возможно, прибыль от проката намного больше).

Но есть тут все-таки некоторые мотивы, прямо противоположные христианскому мировоззрению, которые, кстати, для фильмов-светопреставлений сталидаже в определенноймере штампами, первый из них — о приближающемся конце света узнает группа ученых. Часто они знают точно и дату, и масштаб катастрофы. Тем самым сразу нивелируется или игнорируется предупреждение Спасителя о том, что “о дне и часе том никто не знает, только Отец Мой…”.

Режиссеры как бы говорят: “Это Ты сказал, что никто не знает, а мы знаем”. И это даже не вызов, а скорее послание из мира, в котором Бога изгнали, и упоминание о Нем исходит только от неудачников или фанатиков.

Этим не исчерпываются антихристианские мотивы фильма “2012”. Разрушая весь мир, режиссер почему-то особенно смакует гибель известных символов христианской цивилизации — собора святого Петра в Риме и статуи Спасителя в Рио-де-Жанейро. Правда, в одном из интервью режиссер фильма Роланд Эмерих признался, что собирался показать и разрушение мусульманских символов, однако сценарист отговорил его, сказав, что в таком случае ему просто не сносить головы.

Все это можно было бы списать на зрелищность, если бы не некоторые важные детали. В фильме погибают все, кто верит в Бога — американский президент, читающий 22й псалом впрямом эфире, молящиесяБогу русский летчик, разбивается самолет, вкотором были иконыБожией Матери иСвятителя Николая, гибнутлюди, молящиеся вВатикане на площадисвятого Петра.

В конце фильма обновляется летоисчисление, как бы заменяя христианскую эру какой-то новой эрой. Эта “деталь” делает антихристианский посыл картины еще более отчетливым.

Режиссер Роланд Эмерих признается в интервью, что он не понимает людей, которые ходят в церковь: “Я не понимаю, зачем они молятся, я отлично обхожусь без этого”. Однако вряд ли можно назвать его равнодушным атеистом. В другом интервью он более откровенен: “… религиозные организации принесли большой вред, как видно из истории”.

Кстати, издевательство Эмериха над христианскими символами было воспринято негативно и в среде американских христиан. Католическая лига США выступила с резкой критикой в адрес режиссера. “Эмерих — не просто лжец, он еще и трус, — заявил Билл Донахью, президент Католической лиги США. — Уничтожая в своем фильме христианские символы, он сознательно не трогает ислам…” — причину мы уже называли выше.
Влад Головин
Комментарии
Протоиерей Андрей Ткачев:
— Хичкоку по праву приписывают изобретение руководящего принципа для киношных страшилок: испытывать страх, не испытывая опасности. Открытие если и не гениальное, то оригинальное. Правда, поставленное на конвейер капиталистического производства (не стоит забывать, что Голливуд — это “фабрика”), любое открытие рискует быть использовано в произведениях пошлых и ходульных.
Ну какого “Апокалипсиса” можно ожидать от человека неверующего и немолящегося? Лучше уж читать Жюль Верна. У него тоже чудес ждут от техники и верят в науку, надеясь, впрочем, также и на Бога. Но то были почти пророческие писания на заре новой эры человеческих возможностей. А здесь — выжимание последних капель из отработанных позавчерашних идей.
Куда лучше “Апокалипсис” Мэла Гибсона, в котором показан портрет человека безблагодатного. Именно это и есть суть апокалиптики.
Мы живем в информационную эру, но, Боже мой, до чего однотипна эта информация! При разнообразии нужна избирательность. А при однообразии нужно воздержание. “Едят ли безвкусное без соли, и есть ли вкус в яичном белке?” (Иов. 6: 6).
Другими словами, стоит ли искать смысл в изначально бессмысленном квази-культурном отбросе?
Василий Костюк, редактор Издательского отдела УПЦ:
— Человечество боится неизвестного. И вместе с тем пытается познать его. Познать любыми путями, не задумываясь о том, будет ли полезным такое знание.
Одной из таких вещей, которые издревле будоражат сознание человека, является второе Пришествие в мир Христа — событие, которое современный мир, забывающий о Боге, предпочитает называть “концом света”. О нем говорили во все времена, но особенно много говорят сейчас. И не только говорят, но даже пытаются показать и предсказать.
Однако в наше время человечество ожидает совсем иного Судного дня. Первые христиане с радостью и надеждой верили в то, что это будет приход Христа, установление Его Царства, а современные люди оставили в своем сознании только оболочку — разрушение видимого мира. И кинематограф наперебой предлагает целый “ассортимент” всевозможных вариантов “конца” — тут вам и инопланетяне, и кометы, и остановка вращения Земли…
В фильме “2012” нам показали очередную версию гибели мира. Древние индейцы, оказывается, давным-давно все это предсказали. Да еще некоторые ученые сумели догадаться, что с планетой что-то не так. И хотя это мало помогло, но, все же, здесь заключен большой подвох — нам пытаются внушить, что человечество обладает необходимым знанием и могуществом, чтобы суметь все предусмотреть и заранее найти выход. А еще больший подвох в том, что под сомнение ставится Откровение Христианства.
И как тут не вспомнить слова Господа: “И многие лжепророки восстанут, и прельстят многих” (Мф. 24: 11). Нам же остается только уповать на милость Божию и стремиться жить так, чтобы в день Суда Божия не оказаться по левую сторону от престола Всевышнего. А для этого совершенно не нужно знать, когда придет День Господень.
Виктор Науменко, корреспондент “ЦПГ”:
— В понимании авторов фильма, Судный день — серия глобальных природных катаклизмов. Их причина не в грехах человека, а в повышении солнечной активности и его губительных последствиях: землетрясениях, извержениях вулканов, разломах земной коры, наводнениях, цунами.
Природные катаклизмы, увы, еще не раз встретятся в истории человечества до второго Пришествия Христа, так как они являются следствием нарушенной грехопадением человека изначальной гармонии земного и небесного, а также многочисленных личных грехов людей. По словам святителя Василия Великого: “Господь всенародные пороки уцеломудривает всенародными казнями”.
Природные катастрофы, стихийные бедствия, войны — это эсхатологические признаки приближения второго Пришествия Господа, но не само Его Пришествие.
Господь ясно предупреждает об этом апостолов и Церковь: “Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец” (Мф. 24: 6).
Хочется посоветовать господину Эмериху и подобным ему читать Евангелие, где Господь сказал о времени конца света: “О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один” (Мф. 24: 36), во что мы, христиане, свято верим.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Добавить комментарий