118422

И шлем спасения возьмите… (Еф. 6: 17) Военных священников могут узаконить

По решению Синода

В статье 35 Конституции Украины закреплено право на свободу мировоззрения и веро­исповедания. Однако его довольно сложно реализовать, учитывая характер воинской службы. Ведь речь идет о деятельности, которая в большинстве случаев связана с невозможностью военнослужащих оставлять свои подразделения и участвовать в богослужениях (проходящих, как правило, за пределами воинских частей).

Чтобы решить эти проблемы, еще в июле 1999 г. по решению Священного Синода УПЦ был создан Синодальный военный отдел. А потом был подписан «Меморандум о сотрудничестве по делам пастырской опеки военнослужащих Вооруженных сил Украины». В 2009 г. при Министерстве обороны создали консультативно-совещательный орган — Совет по делам пастырской опеки (в состав которой вошли представители семи крупнейших конфессий). В апреле 2011 г. утвердили Концепцию пастырской опеки в Вооруженных силах. Также наше духовенство сотрудничает с Министерством внутренних дел и Государственной пограничной службой. К этой работе уже привлекли более 200 священников. Во многих регионах даже создали епархиальные военные отделы.

Об этом рассказывает председатель Синодального отдела УПЦ по взаимодействию с Вооруженными силами и другими воинскими формированиями Украины, митрополит Белоцерковский и Богуславский Августин: «Организованный механизм обеспечил нашей Церкви ведущую роль в системе духовного окормления военных Украины. В то же время УПЦ настоятельно и последовательно отстаивала идею возрождения полноценного института штатного военного духовенства с учетом как нашего дореволюционного опыта, так и наработок в этом вопросе большинства современных армий мира. События, которые сейчас происходят на востоке страны, заставили руководство государства принять неотложные меры по укреплению Вооруженных сил, в том числе через усиление духовно-­нравственной составляющей воспитания личного состава и формирование его психологической готовности к защите Родины».

По словам владыки Августина, летом 2014 г. Кабинет Министров издал распоряжение № 677-р «О службе военного духовенства (капелланской службе) в Вооруженных силах, Национальной гвардии и Государственной пограничной службе». Планируется, что в каждом подразделении (численностью более 500 человек) введут штатную должность священнослужителя. Если в подразделении насчитывается более 1000 военнослужащих, то в таком случае должны ввести две штатные должности священников. То есть на каждую «пятисотку» приходится один пастырь. Новые вакансии заполнят представители конфессий, входящих в Совет по делам пастырской опеки при Министерстве обороны.

Кандидаты в капелланы должны соответствовать определенным требованиям: находиться в сане священника не менее трех лет, иметь украинское гражданство, духовное образование и удовлетворительное состояние здоровья. После успешного прохождения курсов при Министерстве обороны капеллан должен заключить трудовой договор в качестве работника Вооруженных сил (должностной оклад — около 2500–3000 грн). На военного священника также возлагаются обязанности по духовно-патриотическому воспитанию воинов и членов их семей. Он должен быть готов к долгосрочным командировкам (вместе с воинской частью). Церковь, со своей стороны, должна предоставить капеллану необходимое культовое имущество и обеспечить духовной литературой.

На пороге перемен

В Украине, несмотря на многолетний опыт сотрудничества Церкви с Вооруженными силами, капелланы до сих пор не получили надлежащей законодательной поддержки. Пытаясь решить эту проблему, в Верховной Раде подготовили законопроект № 1153 (о введении института священнослужителей в военных и правоохранительных органах).

В предложенном документе право на пастырское попечение предоставляется лицам, которые ограничены в возможности удовлетворения своих религиозных потребностей, учитывая прохождение воинской службы, пребывание на стационарном лечении (в учреждениях здравоохранения) или в учреждениях исполнения наказаний. Как утверждает народный депутат Юрий Мирошниченко (автор законопроекта), военнослужащим и резервистам нужно предоставить возможность совершать религиозные культы и обряды.

В частности, профильный закон («О Вооруженных силах Украины») должны дополнить статьей 17-1: «…Военные священнослужители (капелланы) осуществляют пастырскую опеку военнослужащих и резервистов на добровольных началах. Министерство обороны Украины может осуществлять оплату пастырской опеки за счет средств, включенных в состав текущих расходов Министерства. Все военные священнослужители (капелланы), независимо от конфессиональной принадлежности, равны в своих правах и обязаны руководствоваться законодательством, регламентирующим порядок осуществления пастырской опеки военнослужащих и резервистов, соблюдать нормы правопорядка, не допускать появления и распространения религиозной вражды и предвзятого отношения к другим вероисповеданиям или представителям других конфессий. Командование воинских частей (подразделений) содействует в рамках законодательства военным священнослужителям (капелланам) в выполнении их функций».

Аналогичные нормы предусмотрены и для других военизированных формирований: военнослужащих и работников Службы правопорядка, внутренних войск, пограничников, участников международных операций по поддержанию мира и безопасности (которые имеют право на пастырское попечение). Предложенные новеллы подкреплены международным опытом, свидетельствующим о положительных последствиях функционирования института капелланов даже в тех странах, которые задекларировали светский характер власти и принцип взаимного отделения государственных и церковных структур.

От правительства к парламенту

Хотелось бы верить, что Верховная Рада поддержит идею о введении военных капелланов. Однако законопроект №1153 еще требует тщательной доработки. В предложенных нормах лишь упоминается о том, что военные священнослужители будут работать «на добровольных началах», а командование «может осуществлять оплату пастырской опеки за счет средств, включенных в состав текущих расходов». С юридической точки зрения, слово «может» указывает на отсутствие четкого требования о необходимости введения штатных должностей капелланов. К сожалению, такой депутатский подход не учитывает действующих нормативно-правовых актов.

Обратим внимание на упо­мянутое правительственное
распоряжение № 677-р (от 02.07.2014 г.), в котором есть два существенных момента. Во-первых, военные капелланы «трудоустраиваются с заключением соответствующих трудовых договоров, относятся к персоналу Вооруженных сил, Национальной гвардии и Государственной пограничной службы». То есть такие священнослужители должны получать зарплату, социальные льготы и должности в воинских частях. Во-вторых, Министерству социальной политики поручено «подготовить предложения о дополнении Классификатора профессий профессией, по которой обеспечивается пастырское попечение военнослужащих и резервистов Вооруженных сил, Национальной гвардии и Государственной пограничной службы».

Напомним, что в Украине профессия священника не узаконена до сих пор. На государственном уровне (в светских учреждениях) не признают дипломы выпускников духовных заведений. Вот такой парадокс: деятельность всевозможных служителей темных сил (экстрасенсов и колдунов) предусмотрена в Классификаторе профессий, а священнослужителей — не предусмотрена. Как такое может быть в стране, где христианство зародилось более тысячи лет назад, где православные праздники (Рождество и Пасха) отмечают на государственном уровне?..

Проблемы духовного сотрудничества

Конечно, в настоящее время нашим соотечественникам (прежде всего — защитникам Родины) необходима духовная поддержка. Присутствие в воинской части священника положительно влияет на боевой дух и состояние воинов. Однако анализ такого сотрудничества вызывает определенную озабоченность в Синодальном военном отделе УПЦ.

Как утверждает владыка Августин, при заключении трудового договора с представителем одной из конфессий будет учитываться мнение всего личного состава воинской части, а не только верующих (православных) военнослужащих. Это может привести к тому, что в воинскую часть, которую много лет окормлял наш батюшка (строивший и украшавший храм), будет назначен штатный священник другой конфессии. Кстати, сегодня достаточно активную работу с  военными ведут и представители неправославного духовенства: они уже задействовали значительные ресурсы и готовы полностью укомплектовать должности штатных военных священников, то есть «забронировать» себе ведущую роль в духовном воспитании военно­служащих.

Учитывая это, Украинская Православная Церковь должна усилить сотрудничество с военными. «Считаю целесообразным ввести в учебную программу духовных семинарий факультативный курс подготовки к духовно-пастырскому служению в войсках для студентов, желающих посвятить себя этому делу», — отметил митрополит Августин.

Валентин Ковальский

Справка

Происхождение слова «капеллан» относят к IV в., когда будущий святитель Мартин Турский был молодым солдатом. По преданию, он увидел нищего, не имевшего одежды, чтобы укрыться от холода. Тогда Мартин разорвал надвое свою солдатскую накидку («каппу») и одну половину отдал нищему. В ту же ночь нищий явился ему во сне и сказал, что он — Иисус Христос. После этого вторая половина каппы святого Мартина стала предметом почитания во французской армии. Для нее был сделан походный храм, который назвали «капеллой», а священника, служившего в этом храме, начали называть «капелланус».

В VIII в. в г. Регенсбурге (Германия) на первом восточно-франкском соборе было принято решение об участии священников в воинской службе. С тех пор капелланы есть во многих армиях мира. Согласно Женевской конвенции 1949 г. они не считаются участниками боевых действий и сохраняют свой статус даже в случае пленения.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

И шлем спасения возьмите… (Еф. 6: 17) Военных священников могут узаконить: 1 комментарий

Добавить комментарий