70880.b[1]

Хульные помыслы и борьба с ними

Время от времени в сознании помимо нашей воли возникают различные помыслы, образы, представления. Иногда они бывают безобидны, а иногда дурны и даже ужасны. Некоторые люди принимают плохие помыслы за свои, слушают их и исполняют на деле все, что те повелевают, не подозревая при этом, что являются исполнителями злой чужой воли. Другие же страдают от дурных мыслей, которые еще называют хульными, и, приписывая их своей испорченной природе, пугаются, не знают, как избавиться от них, впадая в отчаяние. Это очень опасное состояние, так как подобные мысли, если они принимаются человеком, могут довести до отчаяния. Тут, конечно, важно сразу же распознать виновника этих смущений — дьявола.

Отойди от меня, сатана

В житии святителя Григория описывается, как к нему пришел некий епископ и исповедался во множестве хульных помыслов против Бога, так что и тело его иссохло от этой скорби, и он впадал уже в отчаяние. Слыша это, святитель сказал ему: «Ты епископ, и не знаешь козней бесовских? Этот исконный всегдашний враг, когда видит кого творящим добро и не может учинить ему падения, тогда наступает на него хульными помыслами, вводя во глубину отчаяния. Ты же знай то, что хульные помыслы никак не могут вредить тем, которые ими пренебрегают и не слушают их. Они вредят только тем, которые, будучи малодушны и невежественны, считают их для себя грехом, изнемогают от суетной скорби».

Вся беда в том, что многие не знают элементарных правил духовной безопасности. Необходимо знать, что лукавые помыслы приступают ко всем. Даже ко Господу приступал диавол, искушая Его (см.: Мф. 4: 3–11), и грех не в том, что приходят помыслы, а в том, что человек принимает их, а не отвергает по примеру Спасителя: отойди от Меня, сатана (Мф. 4: 10). Множество святых противоборствовали помыслам на протяжении многих лет и за свое мужество сподобились небесных венцов (к примеру, преподобный Иоанн Многострадальный, преподобная Мария Египетская). В хульных помыслах нет греха, если человек ни умом, ни волей не принимает и не желает их и даже ненавидит. Старец Паисий Святогорец говорит, что от нашей воли не зависит, когда над нами летают самолеты, но если мы «строим аэродром в нашем дворе» (т. е. принимаем и рассматриваем помыслы), то за это будем отвечать. Если хульные помыслы приходят к нам, и мы отвращаемся от них, то это верный признак, что нет нашего соизволения им, а потому наша совесть не должна смущаться этими помыслами. Когда к нам придут хульные помыслы, зададим себе трезвый вопрос: «Хотим мы и согласны ли мы с тем, что они нам предлагают?». И сразу же ответим самим себе: «Конечно же, нет!». По этому ответу наверняка узнаем, что мы подверглись влиянию чьей-то злой воли. Если мы не принимаем хульные помыслы, то они умножают нам награду от Господа. Так, одна женщина долгое время смущалась хульными и скверными помыслами, которые отогнал явившийся ей Господь. Она возопила к нему: «Где ты был доселе, Сладчайший мой Иисус?». Господь отвечал: «В сердце твоем был Я». Она же сказала: «Как это возможно, когда сердце мое было наполнено скверными мыслями?». Господь отвечал: «Посему разумей, что Я был в сердце твоем, что ты никакого сочувствия не имела к нечистым мыслям, но старалась освободиться от них, а не имея возможности избавиться от них — страдала, и этим соделала Мне место в сердце твоем». «Никто не должен думать, что он виновен в хульных помыслах, — замечает преподобный Иоанн Лествичник, — ибо Господь есть Сердцеведец и знает, что такие слова не наши, но врагов наших». Если мы, находясь в общественных местах, невольно слышим ругательства и скорбим об этом, то это не вредит нашей душе — так же обстоит дело и с вражьими помыслами.

Три вида помыслов

Как относиться к помыслам, чтобы не сделать роковой ошибки, приняв их за собственные? Прежде всего, необходимо научиться их распознавать, что достигается долгой борьбой со своими страстями. Хульные помыслы тревожат людей против их воли, входя в ум так неприметно и хитро, что человек с трудом может их узнать. Возникновение помыслов не зависит от нас, но принятие или отвержение их — в нашей воле. Являющийся в этой борьбе дар рассуждения считается одним из самых высоких у подвижников, и приобретается он только смирением. Человек, вступающий в борьбу с помыслами, должен уподобиться опытному нумизмату, задача которого — отличить фальшивые монеты от настоящих. Подделка происходит со стороны дьявола — «лжеца и отца лжи» (см.: Ин. 8: 44), который часто под видом доброго дела и доброй мысли внушает нам зло и, обольщая видом добра, может довести до гибели.

Есть несколько видов помыслов:

Далее читайте в печатном виде № 23 (369) декабрь 2014 с. 7

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Добавить комментарий