big_1327079259

«ХРИСТОВОЙ ЦЕРКВИ ПЧЕЛА»

Святитель Василий Великий.
Мозаика Киевского собора
Святой Софии. XI век
14 (1 по ст. ст.) января Святая Православная Церковь совершает память святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской (†379). Предлагаем вашему вниманию несколько фактов об этом святом, который, наряду с Григорием Богословом и Иоанном Златоустом, почитается как вселенский учитель и святитель.

Несмотря на то, что родители Василия Великого были христианами, он принял Крещение только в возрасте 25 лет, в 354 г. Как замечает протоиерей Иоанн Мейендорф, в те времена к Крещению относились чрезвычайно серьезно; оно рассматривалось как важнейшее жизненное событие, и обычай откладывать его (иногда даже до самой смерти, как в случае императора Константина Великого) был широко распространен.
ВЕЛИКИЕ ДРУЗЬЯ
Лучшим другом святого Василия был еще один великий святитель и учитель Церкви — Григорий Богослов: они подружились во время учебы в Афинской академии. Как выдающийся богослов известен и младший брат Василия Великого — святитель Григорий Нисский.
РАЧИТЕЛЬ ДУХОВНЫХ ЗАКОНОВ
В свод канонов Православной Церкви вошли 92 правила святого Василия Великого, которые, по словам известного канониста протоиерея Владислава Цыпина, имеют особую важность для церковного права. Содержание этих правил охватывает различные стороны церковной жизни. Особенно много среди них епитимийных правил, в которых устанавливаются различные прещения (церковные наказания) за грехи: вероотступничество, убийство, блуд.
ЦЕРКОВНЫЙ БОГОСЛОВ И ДИПЛОМАТ
В одном из своих самых известных трудов — книге «О Святом Духе» — святитель Василий Великий, полемизируя с еретиками, доказывает божество Третьей Ипостаси Пресвятой Троицы. И хотя из написанного ясно следует, что Дух Святой есть Бог и по Своей сущности Он не ниже Отца и Сына, Сам Дух в книге прямо ни разу не назван Богом. Как пишет протоиерей Иоанн Мейендорф, «Василий прежде всего заботился о мире в Церкви. Будучи тонким дипломатом и благоразумным пастырем, Василий был тверд в существенных вопросах, но соблюдал большую осторожность в формулировках, не желая никого шокировать или вводить в соблазн. За это его критиковал святой Григорий Богослов». Не исключено, что именно благодаря святителю Василию Святой Дух прямо не назван Богом и в православном (Никео-Цареградском) Символе веры, в разработке которого Василий Великий сыграл большую роль. (Следует принимать
во внимание то, что святитель жил в эпоху, когда православная богословская терминология только создавалась).
Фреска Дионисия «Учение Василия Великого».
Собор В честь Рождества Богородицы. Ферапонтов монастырь. 1502 г.
ТЕОРЕТИК МОНАШЕСТВА
Святитель Василий Великий известен как организатор монашеской жизни. Как отмечает профессор Александр Леонидович Дворкин, «он одним из первых теоретически обосновал
монашество, определил его место в Церкви, сформулировал многие правила монашеской жизни и нормализовал монашеское движение, разработав для него общий устав». Василий Великий, в частности, оформил институт послушничества, разработал обряд монашеского пострига, способствовал собиранию монахов в стены монастырей и ввел строгий епископский контроль над монашескими общинами.
АВТОР ЛИТУРГИИ
Литургия, носящая имя святителя Василия Великого, в ныне известном виде сформировалась только к XIV в., однако евхаристическая молитва этой Литургии, по мнению ученых, действительно написана самим Василием Великим. Святителю Василию также традиционно усваивается авторство чина великого водоосвящения, совершаемого в праздник Крещения Господня.
Литургия Василия Великого совершается всего десять раз в году: в пять недель (воскресений) Великого поста; в Великий Четверг и Великую Субботу (на Страстной седмице); в навечерия праздников Рождества Христова и Крещения Господня (или в сам день праздника, если навечерие выпадает на субботу или воскресенье); в день памяти святителя Василия Великого — 1 / 14 января.
ИСКЛЮЧЕНИЕ В БОГОСЛУЖЕБНОМ УСТАВЕ
Совершаемый 1 / 14 января день памяти святителя Василия Великого совпадает с великим праздником Обрезания Господня. Богослужение этого дня — единственный в своем роде пример соединения Господского праздника с праздником святого. Как отмечает литургист Мария Сергеевна Красовицкая, «достойно внимания, что полиелей на утрени — центральная часть богослужения — отдается Василию Великому, т. е. при соединении Господского праздника и праздника святого первенство, предпочтение в каких‑то частях богослужения имеет святой. Это совершенно небывалая вещь».
ТРОЕ РАВНЫХ
Память святителя Василия также совершается 12 февраля (30 января по ст. ст.) — в день празднования Собора вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Это торжество было установлено в XI в. в Константинополе. Согласно сказанию о празднике, в царствование византийского императора Алексея I Комнина между верующими возникли споры о первенстве среди трех святителей: одни ставили выше Василия Великого, другие — Григория Богослова, третьи — Иоанна Златоуста. Тогда святители явились Иоанну Мавроподу, митрополиту Евхаитскому, и заповедали в знак их равенства пред Господом учредить общий праздник.
ЦАРСКОЕ ИМЯ
Особое почитание святителя Василия Великого на Руси объясняется тем, что он являлся небесным покровителем Крестителя Руси — равноапостольного великого князя Владимира, во святом Крещении Василия. Как сообщает «Православная энциклопедия», первый храм, построенный князем Владимиром в Киеве на месте языческого капища, был посвящен Василию Великому. Имя Василий стало на Руси династическим, многие правители (в частности, Владимир Мономах) были крещены в честь святителя Василия Великого.

Подготовил Михаил Мазурин

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Об авторе Михаил Мазурин

Родился в 1976 г. в Донецке. В 1998 г. окончил Киевский государственный университет культуры и искусств (Николаевский филиал; квалификация: книговед-библиограф). В 2006–2011 гг. прошёл профессиональную переподготовку в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете (г. Москва) по программе профессиональной переподготовки «Теология». С 2007 г. – сотрудник «Церковной православной газеты». Редактирует официальные и епархиальные новости.

Добавить комментарий