devochka_i_yabloki

«ФРУКТОВЫЙ» ВОПРОС

Церковные традиции, долгое время передававшиеся в нашем народе от поколения к поколению, некоторыми воспринимались и воспринимаются без рассуждения. Но духовная жизнь требует осмысленного понимания. И важно, чтобы это осмысление лежало в контексте богословия, а не бабьих басен (1 Тим. 4: 7).

Из года в год приходится разъяснять прихожанам, можно ли есть яблоки до Преображения. На эту тему среди верующих нередко ведутся жаркие споры, сопровождаемые гневом и раздражительностью. А причиной тому — духовное невежество, полное или частичное, это у кого как…
Исторически Преображение Господне на горе Фавор произошло в феврале, за 40 дней до Пасхи, когда Спаситель был предан на крестные муки и смерть. Преображение праздновалось уже в IV в., когда равноапостольная царица Елена построила на горе Фавор храм в его честь. Православная Церковь перенесла празднование на август, чтобы оно не приходилось на дни Великого поста.
Теперь праздник приходится на Успенский пост, и с этого дня разрешается есть виноград и другие фрукты, освящение которых проводится в конце праздничной Литургии. Еще в древности сей двунадесятый праздник слился с народным праздником сбора урожая. Существование праздника в IV в. показывает, что его начало должно относиться к предшествующим трем векам христианства.
Сохранилось слово святого Андрея Критского (635–680) на Преображение Господне. В этом слове термин «Преображение» рассматривается не только в догматическом смысле, но и в смысле действительного церковного торжества. В VIII в. святые Иоанн Дамаскин и Косма Маиумский составили ряд стихир и каноны на этот праздник, которыми Православная Церковь прославляет событие и в настоящее время.
Устав богослужения Православной Церкви — Типикон, составленный первоначально в Иерусалиме, в Лавре преподобного Саввы Освященного, описывает (и предписывает) благословлять в 6-й день августа виноградную гроздь и съедать ее на общей трапезе как благословенную. Этот же Устав предусматривает запрет на вкушение винограда до праздника Преображения.
В подражание восточному по происхождению обычаю на Руси постановили на Преображение освящать яблоки, которые к этому времени достигали зрелости. Запрещение вкушать яблоки (которое кое-кто из священников возводит чуть ли не в догмат), созревающие у нас еще в середине июня, вызывает немало недоуменных вопросов, остающихся без разрешения.
Ответы звучат самым различным образом, начиная от «экзегетических» толкований повествования о грехопадении первых людей (о том, что Адам и Ева якобы были искушены плодом яблони, что в принципе невозможно в контексте Ветхого Завета, ибо яблоко является частой деталью орнамента в священных местах Скинии и Храма) и вплоть до языческой сплетни о том, что искупить грех детоубийства (аборта) невозможно, если вкушать яблоки до Спаса. Иногда в народе запрет есть яблоки до этого дня объясняли еще тем, что «до Спаса на яблоне черт сидит, нельзя яблоки рвать, а посвятят яблоки, то он уже с яблок да в воду»…

Для того чтобы ответить на вопрос, можно или нельзя есть яблоки до Преображения, следует совершить маленький историко-аскетический экскурс. Современная редакция Типикона, сформировавшаяся ко второй половине ХVII в., сообщает нам следующее: «Внимай: яко аще кто от братий снесть гроздия прежде сицеваго праздника, то преслушание запрещения да приимет, и да не вкусит гроздия чрез весь август месяц, яко заповеданный устав презрев: яко да от сего навыкнут и прочие повиноватися уставу святых отец… Сей устав бывает и на смоквах и над прочими овощами: яве яко времена их, кое когда преспеет…».

Далее Устав делает постановление о времени вкушения винограда после дня Преображения, а именно, повелевает поставлять его на трапезе в понедельник, среду и пятницу до окончания августа месяца. Сделаем важное замечание: Устав ни слова не говорит о яблоках, речь идет лишь о винограде, и далее делается замечание о том, что любые плоды нового урожая, которые ставятся на братской трапезе, обязательно должны быть освящены по обычаю монастырской практики.
В этом замечании Устава мы встречаемся с частным моментом, касающимся общих аскетических установлений о монашеской трапезе. Как известно, большинство дней Успенского поста, самого по себе строгого, являются днями предпразднства и попразднства двунадесятых праздников Преображения и Успения, то есть теми днями, когда Устав повелевает ослаблять пост. Вопрос: как же соединить строгость Успенского поста и дать братии праздничное послабление в период предпразднств и попразднств?

Устав дает нам вариант компромисса, разрешая в самые строгие дни Успенского поста — понедельник, среду и пятницу — утешаться братии вкушением виноградных плодов, освященных в день Преображения Господня. Вызывают удивление непоследовательные попытки, не придерживаясь общих постановлений Типикона о посте, выдерживать частную норму о неядении винограда, тем паче «превращая» его в яблоки, и даже делать на этом основании выводы о православности или неправославности того или иного человека.
Очень часто случается, что не вкушающие яблок согрешают гораздо более тяжким, по мысли святых отцов, грехом осуждения ближнего. Тем более это противоречит глубокому символизму освящения плодов. Через человека грех вошел в мир и пришла в расстройство вся природа, вместе же с ним она ожидает обновления и спасения. В событии Преображения Господу было угодно показать нам обновленное естество будущего человечества. В день Преображения человек несет в Церковь плоды (и не только яблоки) как часть природы, которую он вверг в грех и которая нуждается в благословении Божием.
В заключение хочется напомнить мысль апостола языков о том, что пища не удаляет от Бога и не приближает к Нему. Удаляет нас от Бога отношение к ней, когда из дара, за который мы обязаны благодарить Подателя всех благ, она превращается в страсть и порождает пороки.
Апостол Павел, обращаясь к нам, говорит: кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест: потому что Бог принял его. Кто ты, осуждающий чужого раба? Пред своим Господом стоит он или падает… ибо силен Бог восстановить его… Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога. И кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога. Ибо никто из нас не живет для себя, и никто не умирает для себя, а живем ли — для Господа живем, умираем ли — для Господа умираем: и потому, живем ли, или умираем, — всегда Господни (Рим. 14: 3–8).
Беда в том, что в наш век многие, считающие себя православными, забыли о необходимости благодарить Бога. Сейчас более привыкли только просить, а получив просимое — забывать о Боге и приписывать все свои успехи исключительно себе. Но именно чувство благодарности лежит в основе того, что соединяет нас с Богом.
Православный земледелец — благодарное существо, потому что он понимает: «Я могу вспахать землю, бросить зерна, но не от меня, а лишь от Бога зависит, будет ли урожай. Даст ли Господь дождь, даст ли благоприятную погоду — это зависит не от нас». Поэтому весь свой труд человек повергает к стопам Творца в благодарении, а приносимая часть символически равняется целому. Гроздью винограда, принесенной в храм, освящается весь урожай. Так и на Руси в праздник Преображения Господня крестьяне приносили плоды, выращенные своими руками, благодаря за то, что их труд не остался бесплоден.
Иерей Константин Селезнев

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Добавить комментарий