Дьявольская подмена понятий

комментарий к теме — ФАШИЗМ: Да здравствует война

Наверное, многим из нас приходилось слышать утверждение, что «нравственный человек» — уже, в сути своей, понятие духовное. Есть и иная фраза, часто используемая в характеристиках и биографиях в абсолютно позитивном смысле, — «высоконравственная личность»; и здесь также подразумевают духовность. Не столь давно встретилось мне и такое определение: «Нравственное совершенство сочеталось в нем с моральной чистотой, что свидетельствует о высокой духовности…».
Подмена понятий — одно из главных орудий лукавого, наиболее часто используемое в создании очередной политической системы общества, которое невозможно без идеологии.

Особо четко эта подмена выражена в идеологии фашизма.
Не нужно забывать, что фашизм отнюдь не отрицал существования Бога. На пряжках фашистских ремней была написана знаменитая фраза: «Gott mit uns» — «Бог с нами», а главный пропагандист и идеолог немецкого фашизма Йозеф Геббельс настойчиво доказывал высокую нравственность своего учения, исходя из им же выдвинутого тезиса: «Каждый соотечественник, даже самый бедный — это частица Германии. Люби его, как себя самого!».
Отождествляя нравственность с духовностью, фашизм утверждал, что в целях процветания нации они должны поддерживаться силой необходимого для этого порядка. Далее следовало идейное обоснование, как подобает человеку жить и поступать, то есть определялись моральные отношения, на основе которых строилось фашистское государство.
И большинство жителей Германии и Италии того времени поддержали эту идеологию. Более того, они были уверены, что их поведение высоконравственно, человечно и благословлено Богом. «Нравственные» основы фашистской Германии с ее бредовой идеей мирового господства и уничтожения «неполноценных» народов стали апофеозом дьявольской подмены понятий. Гитлеровская армия действительно была прекрасно обучена и вооружена, но ее победы и завоевания никогда не были бы столь обширны, а злодеяния столь бесчеловечны, если бы солдаты не верили фашистской идеологии.
Сражался немецкий солдат не за страх, а за совесть, только вот истинное понятие совести у него отсутствовало, так как нравственность в парадигме нацистского государства имеет совершенно иные свойства и определяется другими категориями. То, что с позиций одного общества, одной цивилизации представляется аморальным, с другой — вполне одобряемо и может быть возведено в норму и пронизывать деятельность и сознание личности, принадлежащей к иной группе, иному обществу.
Фашизм прежде всего унижал (и унижает!) иные нации и всю многовековую историю, с ними связанную, а те народы, которые не имеют или на то время не имели государства (цыгане, евреи), были им предопределены к полному физическому уничтожению. Из его идеологии, где так часто вспоминается Бог, выброшена сама суть христианства, «где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Кол. 3: 11).
Фашизм во главу угла поставил один народ — господствующую нацию, в которой принцип «люби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 19: 19) применялся лишь только к тому, кто имел «правильный череп», нордический характер, светлые волосы и дозволенную форму мочки ушей. Понятия и свидетельства о том, что Господь создал народы, каждый из которых имеет свой голос, свое лицо и свой обряд, фашизмом во внимание не принимается и практически всегда отвергается. «Нравственность» доктора Геббельса ни в коем случае не предполагает обогащения народов друг другом, не дает возможности творческого и интеллектуального развития во имя исполнения данных нам Богом заветов. Фашизм в любом своем обличье вырабатывает фанатизм и под видом сильной национальной власти способен на все. В том числе и превратиться в чудовище Третьего рейха.
Подмена понятий нравственности и духовности, столь любимая современными массовыми СМИ, или знак равенства между ними, — это путь в мир, где Христа нет. Пример с фашизмом, да и в какой‑то мере и с коммунизмом в его ленинской форме, весьма нагляден.
Поэтому давайте определяться:
Нравственность — набор нравов. Нрав — способ поведения. Нравственность лежит в сфере деятельности человека и есть исполнение правил поведения в обществе, которое далеко не всегда может исповедовать христианские принципы.
Духовность (от слова «дух») — это внутреннее состояние. «Духовный судит о всем, а о нем судить никто не может» (1 Кор. 2: 15). Православная духовность — это историческое и культурное явление, которое включено в систему национальных и общечеловеческих ценностей.

Протоиерей Александр Авдюгин

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Добавить комментарий