Для будущего священника главное — научиться молиться

Первое место в жизни Духовной школы отводится храму и богослужению. Посещение богослужений в дни воскресные, праздничные, в дни говения, а также в дни храмового послушания обязательно для всех студентов. По вопросам, связанным с личной духовной жизнью и испытанием совести студент должен обращаться к духовнику семинарии. О том, какими именно вопросами занимается духовник Киевских духовных школ, каковы его главные задачи и цели, рассказывает духовный наставник учащихся и студентов игумен Маркелл (Павук).

“Жатвы много, а делателей мало”
— Какие вопросы решает духовник в духовной школе и какие задачи стоят перед ним?
— Поскольку студенты духовных школ — это в основном будущие священники, то главная задача духовника — научить студентов молиться, чтобы они действительно с любовью могли исполнять свое дело. “Жатвы много, а делателей мало” (Мф. 9: 37) — эти слова Христа актуальны для всех времен. Священник будет не на своем месте, если он не умеет и не хочет молиться. А для добрых, самоотверженных, молитвенных пастырей Господь всегда находит достойное место служения. Желание молиться может возникнуть лишь у того человека, который осознает свои грехи, видит их пагубность. Духовник должен побуждать студентов к частой Исповеди и ко Причастию Святых Христовых Таин (хотя бы раз в месяц, а лучше еженедельно, и обязательно в великие праздники), что также поможет будущим пастырям приобрести необходимый жизненный опыт (которого может так недоставать молодому священнику), вести насыщенную духовную жизнь и приобщиться мудрости Христовой, чтобы достойно совершать свое нелегкое служение.
Конечно, дело духовника — это не только побуждение к исповеди. Во время лекций в Киевских духовных школах всегда стараюсь духовно наставлять студентов. Сейчас планирую провести беседы на курсах, где не читаю лекций. Кроме того, имею большую надежду, что вскоре удастся организовать встречу студентов с нашими авторитетными лаврскими духовниками и духовниками из других епархий, имеющими большой опыт душепопечительской работы. Очень помогают в нашем деле паломнические поездки со студентами.

Кого опекает духовник
Духовник окормляет преимущественно студентов, но приходят на исповедь также и преподаватели. Например, двое преподавателей избрали меня своим духовным восприемником в монашеском постриге. Они регулярно у меня исповедуются. Когда исповедуется человек, старший по сану или возрасту, не всегда удобно давать ему какие-либо духовные советы или налагать епитимию. Лишь в случае, когда меня об этом просят, даю духовное наставление. Понимаю, что самому еще необходимо возрастать духовно.

— Обязательно ли всем студентам исповедоваться лишь у академического духовника?
— Иногда студент уже обрел духовника, у которого он постоянно исповедуется. И это очень хорошо. Обычно такие студенты отличаются от других своей особой молитвенностью, которую приобрели еще до семинарии благодаря духовнику. В некоторой степени они даже становятся духовными авторитетами для своих товарищей. Но, к сожалению, подобных студентов не так много. Хочу отметить, что наши студенты имеют прекрасную возможность исповедоваться у лаврских духовников. В стенах Киево‑Печерской Лавры нельзя пожаловаться на то, что не хватает духовного руководства, тем более что здесь сама атмосфера учит добру.

Советы относительно обучения
Наши преподаватели стараются как можно лучше делать свое дело. Но, к сожалению, не всегда удается организовать преподавательскую деятельность так, чтобы было интересно, а главное, чтобы предмет имел связь с реальной жизнью. Что делать студенту в таком случае? Игнорировать преподавателя и заниматься своими делами, делая вид, что слушаешь и записываешь лекцию? Такое поведение недостойно не только христианина, но даже и просто воспитанного человека. Христианину же, кроме воспитанности, нужно иметь смирение и уважение к любому человеку, даже к тому, который
тебе несимпатичен и неинтересен. Будущему пастырю, у которого будут разные — и добрые, и не очень добрые — “овцы”, такой опыт терпимости будет не лишним. Святитель Василий Великий советует юношам в обучении уподобиться пчеле, которая собирает нектар с различных цветов — как с красивых и полезных, так и с блеклых, и даже ядовитых.
О чтении духовной литературы
Студенты должны читать и знать как можно больше духовной литературы, чтобы хорошо ориентироваться в ней и, став священниками, быть в состоянии дать совет относительно полезного чтения другим людям. Следовательно, в выборе студентами духовной литературы, считаю, должна быть полная свобода. Они не новички в духовной жизни. Болезненно воспринимаю, когда вижу, что студент, вместо того чтобы прочесть духовную книгу, “путешествует” в интернете или пересматривает в ноутбуке боевик или другой низкопробный фильм, который ничему доброму не учит, а лишь пробуждает нечистые страсти и отнимает время. Думаю, что каждый студент за годы обучения в духовной школе должен обязательно прочитать труды преподобного Иоанна Лествичника, преподобного Аввы Дорофея, святителя Иоанна Златоуста, Древний патерик, Лавсаик, сочинения святителя Игнатия (Брянчанинова), святителя Феофана Затворника, святого праведного Иоанна Кронштадтского, преподобного Силуана Афонского. Выдающийся профессор КДА В. Ф. Певницкий считал, что прочитавшему все творения свт. Иоанна Златоуста не обязательно учиться в академии. Из этих произведений можно почерпнуть все необходимое для пастырского служения.

Непростые вопросы и наблюдения
— Случается, что человек после нескольких лет обучения осознал, что ему не быть священником. Где и как он может реализовать приобретенные в духовной школе знания? Как поступить тем, кто в процессе обучения еще не определился в своей жизни?
— Святейший Патриарх Кирилл почти на всех встречах с духовенством отмечает, что при каждом приходском храме должна действовать воскресная школа, а также штатный (возможно, и не один), материально обеспеченный, проповедник-миссионер, который может работать с молодежью в школе, вузе, издавать приходскую газету или руководить сайтом. Если все пастыри Церкви услышат этот призыв, тогда, думаю, не будет проблем со студентами, которые завершили обучение, не приняв сана. Без преувеличения, любой студент, который закончил хотя бы три класса семинарии, а тем более ее выпускник, может быть и преподавателем в воскресной школе, и миссионером-проповедником. Поэтому прискорбно, что некоторые наши бывшие студенты работают автозаправщиками, кладовщиками и т. п. Так понапрасну пропадают таланты и затраченные на обучение средства. Хочется надеяться, что впоследствии ситуация с трудоустройством наших выпускников изменится к лучшему.
Случается, что в начале обучения человек ревностно относится к своей духовной жизни, а затем наступает охлаждение, студент начинает хуже учиться. Почему? Думаю, что главная причина — в самоуверенности, когда человек не хочет в своей духовной жизни руководствоваться советами духовного наставника, который предостерегал бы его от неразумных шагов. Такой человек может, как еще говорят, перегореть и со временем впасть во многие грехи. И, наоборот, бывают люди, которые сначала, не имея доброго руководителя, ведут духовную жизнь без большого желания, а когда находят хорошего духовника, который побуждает их к духовному подвижничеству, то быстро изменяются и оставляют нерадивость. Летом, когда мы со студентами третьего класса семинарии были в паломничестве на Святой Горе Афон, в одном из греческих монастырей встретили очень ревностного монаха — выпускника нашей семинарии, который, как вспоминают преподаватели, не отличался особым благочестием.

Особенности обучения в Лавре
— Влияет ли на студентов духовной школы то, что они учатся на территории прославленного монастыря? С другой стороны, не мешают ли студентам туристы, которые посещают музей-заповедник, городская суета?
— Проживая на территории Киево‑Печерской Лавры, все студенты имеют возможность почувствовать себя в некоторой степени монахами. Ибо у них, так же как и у монахов, день начинается и заканчивается молитвой, и так же у них бывают, кроме учебы, разные послушания. Кроме того, почти половина преподавателей в духовных школах — монахи. Лаврская земля сохраняет дух подвижников благочестия. Так что есть у кого и чему поучиться. Правда, возникает проблема, когда у некоторых студентов через определенное время происходит привыкание к святыне, и они перестают осознавать, что находятся в месте, посетить которое считали бы за великий дар миллионы людей из разных уголков мира.

Достижение гармонии
Все наставники академии и семинарии очень хорошо осознают, что развитие студентов должно быть гармоничным — со вниманием как к душе, так и к телу. Для души — молитва, покаяние, науки, книги, музыка, песнопения, а для тела — пост, трудовые послушания, а также физические упражнения, которые можно выполнять в недавно открытом тренажерном зале. В этом деле главное — не нарушать иерархию ценностей. Ибо если семинаристы будут слишком заботиться о теле, а душой пренебрегать, тогда они, возможно, и станут хорошими атлетами, но пастырями они будут никудышными.
Несмотря на некоторую изолированность от обычной светской студенческой жизни, наши воспитанники не находятся в тепличных условиях. По сравнению со студентами светских вузов, наши студенты избавлены от забот о питании (оно в семинарии четырехразовое и бесплатное) и проживании (за общежитие они тоже не платят). Но они несут разные обязательные послушания. Поэтому в чем-то им легче, а в чем-то и труднее. И абсолютно точно, что, много общаясь со светскими людьми, воспитанники духовных школ хорошо осведомлены о непростых реалиях современной жизни. Страх перед миром, растерянность может возникнуть лишь у тех, у кого слабая вера, а кто в вере тверд, тот всегда будет помнить и будет руководствоваться словами прокимна, который провозглашается во время Таинства Крещения: “Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся”.

Выбор жизненного пути
Учась в духовной школе, студент должен определиться, какой путь ему избрать — супружескую жизнь или монашескую. Главное — не ошибиться в выборе жизненного пути. Приведу пример. Недавно, во время упоминавшегося паломничества на Афон мы встретились с игуменом Ватопедского монастыря Ефремом. Он — один из учеников известного старца Иосифа Ватопедского. И когда один из студентов задал отцу Ефрему вопрос относительно такого выбора, то старец ответил так: “Будьте внимательны в своей жизни, просите у Бога Отца, чтобы Он вам помог, и когда придет время определения жизненного пути, тогда Сам Господь через Свою благодать вас наставит”. Так, для тех, кто пытается вести благочестивую жизнь, исчезает проблема с определением своего дальнейшего жизненного пути.

Пожелания будущим студентам
В некоторых семинариях существует практика собеседования духовника с абитуриентами. Она помогает сориентироваться тем, кто согласно каноническим правилам не может быть священником. Дело в том, что, как недавно выяснилось, некоторые духовники считают, что все грехи очищаются покаянием, а потому они благословляют поступать в духовные школы лицам, имеющим к этому определенные канонические препятствия. Действительно, покаяние очищает любой грех, тем не менее, мы знаем, к чему может привести пренебрежительное отношение к канонам, их “ситуативное применение”. Считаю, что и в наших духовных школах желательно будет ввести собеседование абитуриентов с духовником перед вступительными экзаменами.
Тем молодым людям, которые захотят учиться в Киевских духовных школах и стать священниками, хотелось бы пожелать: главное — настроить себя на молитву и хранить свою душу и тело в чистоте от всякого греха. С этим заданием будет намного легче справиться, если вы найдете себе хорошего духовника, у которого регулярно будете исповедоваться. Чем раньше вы начнете возделывать покаянием пажить своего сердца, тем больше добрых духовных плодов оно принесет. Также нужно пытаться как можно больше читать хороших книг, не тратить свое время зря. И еще — помните о наставлении святых отцов, что хорошим священником может стать лишь тот человек, который чувствует себя им еще до рукоположения и живет благочестиво.

Подготовила Елена Головина

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Добавить комментарий