Чудодейственный Источник. История Космо-Дамиановского монастыря


 Услышав несколько лет назад рассказ о Космо-Дамиановском монастыре с его чудодейственным источником Савлух-Су, расположенном у подножья Чатырдага, что в 20‑ти километрах от Алушты, я решил обязательно там побывать.
Основание киновии

Этот монастырь был основан на месте, где убили святых бессребреников Косму и Дамиана. Два брата-медика, живших близ Рима во второй половине III в. после Р. Х., во времена жестоких гонений на христиан были сосланы в Крым. Отзывчивые и искусные врачи, они исцеляли больных людей и животных травами, водой из целебного источника и, конечно же, молитвами. На лечение к ним непрерывно шли страждущие, разнося по городам и селам весть о чудотворном даре целителей. Но нашлись завистники среди врачевателей. Один из них под предлогом сбора лечебных трав заманил братьев в горы, убил поодиночке и похоронил у источника…

В далеком прошлом вокруг монастыря (тогда еще киновии) на расстоянии более десяти километров не имелось никаких селений и никакого человеческого жилья. Дороги же, которые вели сюда, были чрезвычайно неудобны и пролегали через густые леса и высокие горы. Зимой снега до такой степени заносили монастырь и все подступы к нему, что иногда по нескольку недель он оставался без сообщения с миром.
Угодий и огорода тогда у киновии не было. Почва в этих местах малоплодородная, не пригодная для выращивания каких‑либо культур. Пастбища вблизи монастыря отсутствовали, поэтому держать скот не представлялось возможным. Хлеб, овощи и другие продукты покупали и привозили за 50 километров, из Симферополя. Для поездок в город и других насущных потребностей монахи имели пару лошадей.
Первый настоятель
Успехи в благоустройстве киновии были достигнуты благодаря неиссякаемой энергии настоятеля игумена Макария (Пруцкого). Строго соблюдая правила монастырской жизни, он старался во всем служить примером для своей братии, число которой стало увеличиваться.
В 1869 г. на средства жертвователей построили большой деревянный храм под железной крышей и деревянную колокольню, в которой помещалась ризница. В храме был двухъярусный иконостас. 20 июня 1870 г. его освятили в честь святых Космы и Дамиана.
Благодаря ходатайству благочинного монастырей Таврической епархии архимандрита Евгения в 1872 г., по повелению императора Александра ІІ, Космо-Дамиановской киновии из казенной лесной дачи было выделено еще 19 десятин земли.
По совету со своей братией игумен Макарий начал строить еще одну небольшую деревянную церковь в честь Преображения Господня. Она возводилась на средства прихожан и жертвователей и в 1874 г. была фактически закончена, не оформленным оставался только иконостас. Но здоровье отца Макария сильно пошатнулось. 18 сентября 1876 г. он скончался и был похоронен в своей киновии в притворе храма в честь Преображения Господня. Строительство храма приостановилось, а окончить его и освятить престол пришлось уже преемнику Макария — иеромонаху, впоследствии игумену, Парфению. Произошло это через четыре года.
Становление киновии продолжалось. С 1876 по 1896 гг. в обители были устроены просфорня, кузница, чайная для богомольцев. Братия провели капитальный ремонт старых зданий, которые были утеплены и оштукатурены.
Над источником вместо ветхой деревянной часовни возвели новую. Вера в чудодейственную силу его воды была известна и среди крымских татар, караимов и евреев. Татары целыми семьями приезжали в монастырь, пребывая здесь в смирении и благоговении, давали деньги на свечи. В общей молитве участия не принимали, держались особо. Источник Космы и Дамиана крымские татары назвали Савлух-Су, что означает «вода здоровья».
Гости и хозяева
Киновию посещали известные в свое время личности: краевед и этнограф Е. Л. Марков, писатель и исследователь Крыма В. Х. Кондраки, княгиня Горчакова. Несколько раз Космо-Дамиановский монастырь посещал классик украинской литературы М. М. Коцюбинский. Писатель был поражен красотой окружающей природы, даже собирался «поступить в монастырь на некоторое время для наблюдения, стать послушником, надеть подрясник, ходить в церковь, есть и спать вместе с братией». Но в том году Космо-Дамиановский монастырь как раз превратили в женский. Намерение не осуществилось, и Коцюбинский написал лишь небольшую новеллу на основании материала, собранного за время пребывания в монастыре.
Часто бывали тут и представители российской императорской фамилии.
Киновия никаких средств от казны не получала и содержалась в основном на пожертвования паломников и благодаря трудам братьев в своем хозяйстве. К концу 1890‑х гг. численность иноков вместе с послушниками возросла с 14 до 25 человек. Кроме того, в обители постоянно находились паломники и люди, приехавшие на лечение.
Космо-Дамиановская киновия как мужская обитель просуществовала 43 года — с 1856 по 1899 гг.
Как монастырь стал женским
30 сентября 1898 г. на Таврическую и Симферопольскую кафедру был назначен епископ Николай (Зиоров). С приходом владыки Николая в жизни Космо-Дамиановской обители наступили существенные перемены. Весной 1899 г., в ходе ознакомления с приходами и монастырями Таврической епархии, епископом была высказана мысль, что Космо-Дамиановскую киновию лучше перевести в женский монастырь, а монахов распределить по другим обителям. Видимо, одной из причин для такого преобразования послужило то, что Топловский женский монастырь к тому времени был сильно перенаселен.
16 июля 1899 г. Указом Святейшего Синода было постановлено: «Космо-Дамиановскую киновию обратить в общежительный того же наименования женский монастырь и назначить настоятельницей сего монастыря монахиню Топловской Троице-Параскевской общежительной обители матушку Варсонофию с возведнием ее в сан игумении».
В монастыре для совершения богослужений оставлялись иеромонах Гурий и иеродиакон Досифей.
О преобразовании мужской киновии в женский монастырь было объявлено 1 августа 1899 г. Расставание братии с обителью было трогательным, ведь в монастыре находились и старцы, издавна подвизавшиеся здесь и сроднившиеся всей душой с этим местом. В тот день в последний раз они отслужили Литургию, во время которой был освящен новый иконостас, привезенный из Москвы. Он был сделан по заказу благотворителя Космо-Дамиановской киновии Николая Дмитриевича Стахеева.
Первая настоятельница женского монастыря Варсофония вместе с сестрами не щадила сил для блага своей обители, мудро управляя ею без малого 25 лет. Она много сделала для благоустройства этого святого места. Был капитально отремонтирован Космо-Дамиановский храм. В обители появились новые келии, хлебопекарня, рукодельня, прачечная, амбар.
В августе 1899 г. вместе с матушкой Варсонофией из Топловского монастыря сюда прибыло 25 сестер, а к концу того же года их стало 50. К 1915 г. в обители проживало уже более 120 насельниц.
Монастырь давал приют многим богомольцам, одевал, обувал и кормил около 100 человек, которые находили тут свое прибежище.
В обители находились на перевоспитании малолетние преступники и беспризорные девочки. Кроме того, в монастырь принимались сироты, которых сестры также растили и воспитывали.
Архитектором Брониславом Зайончковским был разработан проект нового храма. Закладка церкви в честь Благовещения Пресвятой Богородицы состоялась 11 июня 1906 г.
В ознаменование 300‑летия дома Романовых было решено поставить в Космо-Дамиановском монастыре над источником каменную часовню, которая была возведена в 1913 г. Ее украсили колонны у входа, арочные окна, декоративный цоколь и карниз с орнаментом. Из всех монастырских построек это единственное здание, сохранившееся до наших дней.
1913 г. принес монастырю значительные изменения. Из Ялты через Чучельский перевал по указанию императора Николая ІІ была сооружена шоссейная дорога, ведущая к обители. Половина расходов на строительство дороги покрывалась из принадлежащих императорской фамилии средств.
В лесных монастырских делянках проводились работы по раскорчевке, вырубке и вывозу леса для расширения площади под огороды и кладбище. Впоследствии здесь был разбит и посажен фруктовый сад из 400 деревьев на площади более 1 га. Все это требовало немалых усилий и времени. Благодаря игумении Варсонофии, обладавшей большим организаторским талантом, монастырское хозяйство развивалось и крепло.
Матушке Варсонофии довелось испытать и всю тяжесть наступивших с приходом большевиков лихолетья и разрухи. С первого и до последнего дня пребывала она в обители. Она погребена на монастырском кладбище, но место точного нахождения могилы неизвестно, поскольку кладбище было уничтожено.
Разорение монастыря
После октябрьского переворота 1917 г. наступили трудные времена в жизни Космо-Дамиановского монастыря. Обитель не раз грабили существовавшие тогда в Крыму банды. Революционные потрясения и события Гражданской войны не оказали серьезного влияния на жизнь уединенного в горах монастыря. Но затем в стране началось наступление на Церковь. Наркоматом земледелия Республики Таврида в апреле 1918 г. был издан декрет, согласно которому бывшие угодья царской охоты вокруг Космо-Дамиановского монастыря стали национальным достоянием.
В июне 1923 г. в Симферопольском горисполкоме было заведено «дело Космо-Дамиановского монастыря в 5‑ти экземплярах на предмет ликвидации последнего».
Когда над монастырем стали сгущаться тучи, многие матушки покинули обитель. Из оставшихся на территории монастыря монахинь 4 июля 1923 г. была создана трудовая артель. Сестры еще долгое время оставались в своей обители.
Декретом от 30 июля 1923 г. на землях бывшей царской охоты был учрежден Крымский государственный заповедник. В Космо-Дамиановском монастыре власти решили разместить колонию имени Калинина для инвалидов и престарелых. Оба храма были закрыты и опечатаны, а вскоре переданы в пользование Крымскому заповеднику. Каменная часовня над источником перешла в собственность коммунального хозяйства Ялтинского райисполкома. Богослужения в церквях больше не совершались. Однако сестры продолжали здесь жить, устроив в бывшей просфорне келию для молитвы.
Трудные времена
Все помещения монастыря перешли в ведение заповедника. В жилых зданиях разместились руководители, научные сотрудники, лаборанты, лесники и рабочие. В других были созданы лаборатории, библиотека, хранилища. Источник святых Космы и Дамиана стал называться источником «Здоровье». В бывшем царском охотничьем домике была размещена турбаза, а вблизи него организованы вольеры, в которых для осмотра содержались молодые косули, муфлоны, белки, барсуки и даже грифы. Сотрудникам заповедника удалось организовать научно-исследовательскую и хозяйственную деятельность, а также туристические маршруты.
С началом Великой Отечественной войны все работы пришлось прекратить. Перед приходом оккупантов дирекция и часть научных сотрудников заповедника успели эвакуироваться. Чтобы лишить партизан пристанища, германо-румынские военные власти решили уничтожить все помещения на территории заповедника. Многое было разграблено, документы сожжены. Все здания сгорели дотла — уцелели только каменные стены кухни при охотничьем домике да каменная часовня, где разместились лесники с семьями, вернувшиеся после ухода захватчиков. Имеющиеся теперь здания в центральной котловине заповедника — послевоенной постройки, они находятся на бывшей монастырской земле. О том, что здесь когда‑то был монастырь, напоминает лишь одна часовня.
Современная жизнь древней обители
Прошли годы. 29 июля 1992 г. в Совете по делам религий при Кабинете Министров Украины был зарегистрирован устав мужского монастыря в честь святых Космы и Дамиана. Началась новая история обители. 14 июля 1994 г., в день памяти святых Космы и Дамиана — покровителей обители, архиепископ Симферопольский и Крымский Лазарь отслужил на святом источнике Божественную литургию.
По благословению владыки Лазаря братия извлекла из могилы останки отца Макария — первого настоятеля монастыря, и перезахоронила их рядом с существующим ныне монастырским храмом. При монастыре действуют два подворья: одно в с. Изобильное с храмом во имя Афанасия Киево-Печерского, другое — в пгт Партенит с храмом в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Как и ранее, поддерживается связь монастыря с Афоном. Сейчас в монастыре официально числится 13 человек братии, на деле же только пять из них постоянно проживают в монастыре, а остальные временно служат, неся послушание и на приходах.
Монастырь оказался в затруднительном положении: с одной стороны, заповедные земли запрещено передавать кому‑либо в пользование, с другой — государство должно вернуть монахам церкви, отнятые у них. Братии монастыря лишь условно разрешили занять заброшенные здания заповедника, однако официально территория принадлежит государству. Как же быть со строительством новых келий, с ремонтом существующих зданий, с обустройством монастыря? Может, было бы правильно обратить внимание властей на сложившуюся ситуацию? А может нам, христианам, стоит просто поддержать обитель в благоустройстве имеющихся в ее распоряжении храмов и корпусов, пусть пока и на территории, не принадлежащей монастырю?
А пока… По-прежнему с гор течет источник. Люди идут на богослужение и находят исцеление от тяжких недугов своих. Врачуют их святые бессребреники Косма и Дамиан, врачует их Божия благодать.

Лев Кудрявцев

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Добавить комментарий