Что такое церковное наказание?

 Епитимия, анафема, отлучение


“Он, восклонившись, сказал им:
кто из вас без греха,
первый брось на нее камень”
(Ин. 8: 7)



Человеку свойственно оступаться в духовной жизни. Порой он даже не замечает этого, поэтому, для его же блага, иногда необходимо указать на допущенные ошибки.

“Если же согрешит против тебя брат твой, — говорит Христос, — пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь” (Мф. 18: 15–17). В этих словах Господь учит нас быть внимательными к людям, снисходительными к их немощам, помогать исправлять их промахи. Последовательность действий, указанная Христом, смиряет нашу гордыню, не позволяя нам “идти в атаку” на обидчика: вначале необходимо поговорить с ним наедине, затем при свидетеле, способном рассудить, а уж потом вынести дело на суд Церкви; со стороны обиженного человека должна быть проявлена любовь для восстановления мира.

Бывают случаи, когда человек повторяет ошибки вновь и вновь, настолько закосневая в этом, что уже не борется с ними. В таком случае Церковь налагает на человека определенные ограничения, называемые епитимией (от греч. επιτιμία — “наказание”). Цель такого наказания не покарать человека, но указать ему путь исправления. Выполняя епитимию, человек старается приобрести отвращение ко греху и силу ему противостоять. Например, чревоугодник может смирять себя принятием умеренного количества пищи. Умеренность в данном случае избавляет его от множества других грехов, ведь обжорство — это намного больше, чем утоление голода. Чревоугодие, в свою очередь, рождает блудную страсть. Таким образом, став умеренно питаться, человек может постепенно избавиться от этих страстей.
Однако случается, что человек так погрязнет в грехах, что совсем отходит от общества верующих во Христа людей. Обычно к этому приводят грехи ума, когда человек противится истине, заменяя ее ложными идеями и убеждая в этом других людей. В таком случае после нескольких увещаний, как написано в Евангелии, Церковь предает такого человека или плоды его мысли анафеме.
Анафема (греч. ανάθεμα — “отлучение”, от ανατίθημι — “возлагать, накладывать”) — отделение (кого-либо от общины), изгнание, проклятие. Анафема констатирует тот факт, что человек отошел от истины, своими ложными домыслами искажает ее, и Церковь свидетельствует, что его учение противно истине, поэтому общения с данным человеком следует избегать. Иоанн Златоуст в 16-й Беседе на Послание апостола Павла к Римлянам на вопрос “Что такое анафема?” отвечает: “Анафема, то есть да будет отлучен от всех и будет чужим для всех”. Термин анафема впервые был употреблен в канонах Эльвирского собора (305 г.), а сама каноническая формула “если кто-либо… да будет анафема” окончательно утвердилась в канонах после Гангрского собора (340 г.). Процедура отлучения называется анафематствованием, или преданием анафеме. Один из примеров анафематствования — так называемый “Киевский Патриархат” в лице его “предстоятеля” Михаила Денисенко. Он анафематствован за то, что преступил церковные каноны и уверил некоторых других людей в правильности своего поступка, уведя их за собой.
Церковную анафему не следует путать с “отлучением” (αφορισμός), которое представляет собой временное исключение человека из церковного общества с запретом участвовать в таинствах и (для духовных лиц) занимать церковные должности. Называемое иногда также “малым отлучением”, оно служит наказанием за воровство, убийство… В отличие от анафемы, которая провозглашается собором священнослужителей, являющихся в данном случае свидетелями, “отлучение” не требует соборного решения и не нуждается в соборном провозглашении для вступления в силу.
Неверно думать, что анафема или отлучение накладывают на человека неизгладимую печать, и он навсегда остается отверженным. Вспомним разбойника на кресте, который уверовал во Христа и раскаялся в своем зле. Покаяние возвращает в лоно Церкви. Снимает анафему орган, ее наложивший, при условии принесения покаяния согрешившим.

Андрей Ухтомский, кандидат богословия

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Добавить комментарий