ЧЕЛОВЕК НЕ МОЖЕТ ЛОПНУТЬ КАК МЫЛЬНЫЙ ПУЗЫРЬ

Протоиерей Геннадий Батенко, заместитель главы Синодального отдела УПЦ по вопросам здравоохранения и пастырской опеки медицинских учреждений, рассказал в беседе с нашим корреспондентом об оказании Церковью паллиативной помощи страждущим.

— Отец Геннадий, какое участие принимает Церковь в развитии паллиативной медицины?
— Мы считаем, что в этой области здравоохранения важен комплексный подход к человеку, когда учитывается не только телесная симптоматика болезни. Важно не просто обезболить человека. Самое главное — видеть в нем бессмертную личность. С одной стороны, здесь присутствует медицинский подход, с другой — духовный. Синодальным отделом по социальной помощи и благо­творительности УПЦ разработана концепция оказания помощи паллиативным больным, которая взята за основу Министерством здравоохранения Украины. То есть, база для сотрудничества между Церковью и медициной существует. Официальная медицина должна понять, что Церкви важно принимать участие в духовном окормлении неизлечимых больных.

— Многие врачи не верят в Бога…
— Нужно учитывать мировоззрение не только врачей, но и самих пациентов и их родственников. Часто именно в подобных трудных ситуациях (к сожалению, такова человеческая природа) человек начинает задумываться о смысле жизни, о Боге. Официальная позиция государства, по сути, не духовная, она светская, поэтому многие законы, инструкции в области медицины принимаются без учета духовной составляющей. Как раз наметившееся сотрудничество медицины и Церкви дает надежду на то, что духовная составляющая жизни человека обязательно станет учитываться. Тогда всякий руководитель хоспис­ного отделения будет беспрепятственно допускать к больному священника, другими словами — врача духовного.

— А в чем заключается опасность светского подхода к смертельно больному человеку?
— Эту опасность может осознать только человек верующий, потому что светский подход не учитывает души человека, но рассматривает одну его физически-телесную составляющую. Опасность заключается в том, что при таком подходе, как говорится, «хороши» любые методы, вплоть до искусственного отключения сознания, лишь бы пациент чувствовал себя комфортно. А что будет с ним после смерти — об этом, естественно, не задумываются. Но, повторяю, осознать это может только человек верующий, который знает, что жизнь вечна. Опасность состоит еще и в том, что неверующие врачи и руководство медицинских учреждений препятствуют духовной помощи больному при переходе его в вечность.

— Но вы работаете над тем, чтобы ситуация изменилась?
— Конечно, работаем, вот и концепция нашей Церкви уже принята Министерством здравоохранения. Думаю, Церковь должна проявлять еще большую активность в этом вопросе, сотрудничая не только с медиками, но и с работниками социальных служб.
В Печерском районе г. Киева сейчас проходит эксперимент по оказанию паллиативной помощи. В эксперименте участвуют администрация района, медицинские учреждения, работники Синодального отдела УПЦ по вопросам охраны здоровья и пастырской опеки медицинских учреждений и священники, которые несут свое служение в этом районе. Социальные работники сообщают в храм о том, где есть больной, который нуждается в пастырской опеке. Более того, священники проводят встречи, духовные беседы с работниками социальных служб. Объясняют, что такое таинства, зачем они нужны, чтобы люди знали, что духовное здоровье не менее, а даже более важно в жизни человека, и нужно успеть оказать эту помощь.

— Существует мнение, что неизлечимо больному не следует сообщать, что он смертельно болен, мол, лучше ему этого не знать…
— Неизлечимо больному человеку, который находится в терминальной, то есть конечной стадии жизни, как правило, уже не надо ничего говорить, он и так все понимает.

— Однако ведь часто люди до последнего момента верят, что они выздоровеют.
— Если бы мы имели дело только с верующими людьми, было бы легче. Чаще же изо всех сил цепляется за жизнь человек неверующий. Можно сказать верующему: «Впереди тебя ждет вечность, ждет Господь, ты должен подготовиться к этому». К неверующему нужен деликатный подход. Ему ведь невозможно просто сказать «в лоб»: «Ты смертельно болен, тебя ждет смерть». Надо успеть, по возможности, сказать о Боге, о бессмертии души, о том, что человек не может лопнуть как мыльный пузырь, исчезнуть в никуда. Важно дать ему надежду на иную, лучшую жизнь за гробом, на встречу с Богом. Священник должен работать с такими больными, проявляя настойчивость, терпение, чтобы из этой земной жизни они уходили в качественно ином состоянии.

Беседовала Елена Головина

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Добавить комментарий