Благословляйте тех, кто проклинает вас

О благословении и проклятии в Библии

Христианин, начинающий свою духовную жизнь, встречает слово “благословение”. “Благословите, батюшка”, — обращаются прихожане к священнику. “Благословен Бог наш…” — этим возгласом начинается большинство церковных богослужений. “Благословенно царство Отца и Сына и Святаго Духа” — начало Таинств Крещения, Евхаристии и Брака. Что же означает само слово “благословение”?

Термин “благословение” является калькой с греческого εuλογία и имеет несколько значений. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона так поясняет этот термин:
1) славословия, которые человек возносит к Создателю, воздавая Ему хвалы за Его неизреченную благость (“благословен Бог наш всегда ныне и присно” и пр.); 2) пожелания успеха, счастья, долголетия человеку. “Православная энциклопедия” дополняет, что в церковной практике термин “благословение” может также употребляться по отношению к предметам в значении, близком к слову “освящение”.

В Священном Писании Ветхого Завета примеры Божия благословения мы встречаем на первых страницах: Господь благословляет наших прародителей Адама и Еву (см.: Быт. 1: 28), Ноя и его сыновей (см.: Быт. 9: 1). Об Аврааме сказано, что “Господь благословил Авраама всем”
(Быт. 24: 1). Следует отметить, что исходящее от Бога благословение есть свидетельство Его Промысла о мире и человеке, дар Его любви. Моисей, обращаясь к богоизбранному народу, говорит: “И если вы будете слушать законы сии и хранить и исполнять их, то Господь, Бог твой, будет хранить завет и милость к тебе, как Он клялся отцам твоим, и возлюбит тебя, и благословит тебя, и размножит тебя, и благословит плод чрева твоего и плод земли твоей…” (Втор. 7: 12–13).
На примере благословения Богом Авраама мы видим, что Бог может даровать Свое благословение человеку и через других людей, действующих в согласии с Его волей, поскольку только Он — источник всякого благословения: “И сказал Господь Аврааму… Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение; Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные” (Быт. 12: 1–3). Сила и действенность любого благословения неразрывно связаны с верой в Единого Бога и всегда произносятся во имя Его. Так, обращаясь к Моисею, Бог говорит: “Скажи Аарону и сынам его: так благословляйте сынов Израилевых, говоря им: да благословит тебя Господь и сохранит тебя! да призрит на тебя Господь светлым лицем Своим и помилует тебя! да обратит Господь лице Свое на тебя и даст тебе мир! Так пусть призывают имя Мое на сынов Израилевых, и Я [Господь] благословлю их” (Числ. 6: 22–27). В Ветхом Завете благословение мог давать каждый, и древнейшие благословения отражали семейно-родовые отношения: глава рода благословлял жену, детей и других подвластных ему людей. Особенно значимым считалось благословение наследника. Известно, что ветхозаветные патриархи благословляли своих детей и наследников, например Исаак Иакова (см.: Быт. 27: 28–29), Иаков — 12 колен Израилевых (см.: Быт. 49).
Особую силу и значимость для израильского народа имели благословения Божиих избранников, например Моисея, Иисуса Навина, а с установлением монархии — царей. Примером такого рода благословения в Ветхом Завете являются слова царя Давида: “Благословил он народ именем Господа Саваофа” (2 Цар. 6: 18).
Когда в Библии говорится о благословении в значении обращения человека к Богу, оно означает преклонение, часто связанное с выражением благодарности за оказанные милости. Так, Иофор, тесть Моисея, узнав об освобождении Израиля из египетского плена, говорит: “Благословен Господь, Который избавил вас из руки Египтян и из руки фараоновой” (Исх. 18: 10). Часто благословение при­обретает характер славословия или же признания абсолютной власти Бога над человеком. Это древнейшая форма молитвы-благодарения, которая отличается от молитвы-прошения. По мнению “Православной энциклопедии”, самым древним примером такого благодарения является песнь Деворы (см.: Суд. 5). Особо ярко тема благословения раскрывается в псалмах, например 102-м и 145-м, которые вошли в чин Божественной литургии.
Относительно самого обряда благословения: в ветхозаветной традиции он состоял в поднятии десницы или обеих рук и в возложении их на главу благословляемого. Такой же видимый знак употреблял и Господь Иисус Христос, когда благословлял детей (Mк. 10: 16) и Своих учеников при вознесении на небо (Лк. 24: 50). Особое значение в библейской истории имеет благословение хлебом и вином, данное Аврааму Мелхиседеком, который именуется священником Бога Всевышнего (см.: Быт. 14: 18).
Вообще, привилегия и обязанность давать благословение были связаны со священническим положением. Согласно Библии, благословение давали левиты; особое благословение преподавалось священниками из колена Ааронова.
Священническое благословение было важным элементом храмового богослужения: первосвященник благословлял народ только в праздники, священники же — дважды в день. Кроме того, ветхозаветное общественное богослужение начиналось с возгласа: “Благословите Господа”, на что следовал ответ “Аминь” или длинное славословие “Благословен Господь”.
Из Евангелия мы знаем, что во время общественного служения Христос неоднократно совершал благословения. Так, Он благословлял детей и Своих учеников, умножал хлебы в пустыне и установил Таинство Евхаристии на Тайной вечере. Благословение Господом апостолов при Вознесении называют прощальным. Апостол Петр, обращаясь с проповедью к жителям Иерусалима, говорит: “Бог, воскресив Сына Своего Иисуса, к вам первым послал Его благословить вас, отвращая каждого от злых дел ваших” (Деян. 3: 26). Господь призывает нас отвечать на притеснения и гонения благословением: “Благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас” (Лк. 6: 28). Это же наставление Христа подтверждает и апостол Павел, говоря: “Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте” (Рим. 12: 14).
Принципиальной связью между Ветхим и Новым Заветами является благословение, данное Аврааму, которому Бог обещал, что в семени его благословятся все народы (см. Быт. 26: 4). Апостол Павел по этому поводу в своем послании к Галатам говорит, что Христос есть семя Авраама, и поверившие в Него, вне зависимости от принадлежности к тому или иному народу, наследуют благословение Авраама (см. 3: 13–16).
Следует отметить, что в библейском употреблении есть слово, противоположное благословению, — это проклятие. По мнению составителя “Библейской энциклопедии” архимандрита Никифора (Бажанова), под этим термином понимается лишение благословения и осуждение на бедствия. В первый раз проклятие было произнесено Богом после грехопадения первых людей. Согрешившему Адаму Господь сказал: “Проклята земля за тебя” (Быт. 3: 17). Под проклятием оказался сын Адама — Каин, в дальнейшем — земля перед потопом. Ветхозаветный Закон провозглашает проклятие на всех его нарушителей: “Проклят [всякий человек], кто не исполнит [всех] слов закона сего и не будет поступать по ним!” (Втор. 27: 26).
Важным является то, что в понимании Ветхого Завета благословение и проклятие получает силу только от Бога. При этом всегда подчеркивается, что проклятие, произнесенное вопреки воле Божией, лишено силы. Например, Валаам, призванный проклясть Израиль, но получивший вразумление от Господа, говорит: “Как прокляну я? Бог не проклинает его. Как изреку зло? Господь не изрекает [на него] зла” (Числ. 23: 8). В книге Притч сказано: “Как воробей вспорхнет, как ласточка улетит, так незаслуженное проклятие не сбудется” (Притч. 26: 2). Словами обращенного к Богу псалма “они проклинают, а Ты благослови” (Пс. 108: 28) утверждается мысль, что Господь способен отменить проклятие и превратить его в благословение. В ветхозаветной истории благословение или проклятие, которое навлекает на себя народ Божий, неразрывно связано с заключением и соблюдением Завета. Каждое последующее поколение должно, подобно Аврааму, являть свою веру и стремиться к исполнению заповедей Божиих. В случае их неисполнения следует проклятие и наказание от Господа.
Апостол Павел говорит: “Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою” (Гал. 3: 13); апостол Иаков в своем послании прямо указывает на несовместимость благословения и проклятия: “Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братия мои, сему так быть” (Иак. 3: 10).
В завершение нашей статьи следует сказать, что о благословении человечества Богом говорится на протяжении всей библейской истории. В Ветхом Завете мы прослеживаем четкую связь между соблюдением Закона и Божиим благословением. В случае нарушения Закона народ был наказуем, в случае соблюдения — благословлялся. В Новом Завете Христос совершил искупление всего рода человеческого, примирил человека с Богом. Отныне каждый человек, принимающий Крещение и входящий в Церковь, становится наследником древних обетований, данных Господом Аврааму, и благословляется Богом.

Подготовил протоиерей Николай Баранов

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Добавить комментарий