“Благословлять — значит простирать действие Божия Слова на творения Божии”

Учение святителя Филарета, митрополита Московского, о благословении



Святитель Филарет (Дроздов) — выдающийся церковный иерарх, богослов и проповедник XIX в., который в наше время известен, прежде всего, как автор Православного катехизиса (и сегодня не утратившего своей значимости) и руководитель трудов по переводу Священного Писания на русский язык.
Предлагаем вашему вниманию фрагменты поучения святителя Филарета о благословении, изложенного в Слове в день обретения мощей преподобного Сергия (1833 г.).
Благословение, по своему имени, происходит от благого слова. Если же хотите доискиваться, откуда происходит благое слово, где первоначальный его источник, и глубочайший корень его силы, то найдете, по указанию Божественного мудреца Иоанна, что “в начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог”; “В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков” (Ин. 1: 1, 4). Поскольку человек сотворен по образу Божию, то из этого самого заключить можно, что и в даре слова он получил нечто по образу творческого Слова Божия. Святой Иоанн доводит эту мысль до высочайшей степени значительности, когда говорит, что та самая жизнь, или сила, которая есть в Боге Слове, сделалась светом человеков. Внутренний свет человека проявляет себя в слове. Итак, поскольку Бог Слово “сказал, — и сделалось” (Пс. 32: 9), и притом “все <…> хорошо весьма” (Быт. 1: 31), то не удивительно, что и человек, когда он находится в возвышенном состоянии образа Божия, из полноты веры в Бога Слово Которого “жизнь была свет человеков”, из глубины благости сердечной, изрекает слово, и оно действует, оказывается могущественным, творит благо.

Словом Иисус Навин остановил солнце. От слова Илии зависели роса и дождь, в продолжение трех лет с половиною. “По слову Господа, которое Он изрек чрез Илию” (3 Цар. 17: 16), горсти муки в кадке и столь же малого количества масла в кувшине хватило на все время голода. Троекратным дуновением и словом Илии воскрешен сын вдовы Сарептской. Елисей исправил злокачественные источники Иерихонские, всыпав в них соль, но так как всякий знает, что соль не имеет такой силы, то, по необходимости следует заключить, что сила этого действия заключалась в слове Пророка: “так говорит Господь: Я сделал воду сию здоровою” (4 Цар. 2: 21). Словом апостол Петр исцелил хромого и воскресил Тавифу. Не собирая более примеров, замечу в особенности, как ясно в некоторых из приведенных примеров действие Слова Божия в слове человеческом, а именно: в словах Елисея: “так говорит Господь” и в словах апостола Петра к хромому: “во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи” (Деян. 3: 6). В других случаях, по видимости, иначе, а именно: Тавифе тот же апостол говорит как будто своим только словом: “Тавифа! встань” (Деян. 9: 40). Но предыдущий случай не оставляет никакого сомнения в том, что и здесь, хотя не проявляется именем и звуками, но действует силою то же самое Слово Божие, обитающее в святом апостоле.
Если же таким образом узнано, что Слово Божие, являясь ли открыто в устах людей, приближенных к Богу, или действуя сокровенно из сердец их, творит дела чудесные, некоторым образом подражательные творческим действиям Божества, — то не менее должно быть понятно и достоверно, что то же Слово Божие, через тех же людей, теми же способами, изрекает и преподает благословения, некоторым образом подражательные действиям Божественного Провидения.
Итак, благословлять, в сильнейшем значении этого слова, значит простирать действие Божия Слова на творения Божии. Благословляющий благою волею посредствует между Словом Божиим и творением Божиим.
По этому понятию, верховный и всеобщий раздаятель благословений есть Иисус Христос, “посредник между Богом и человеками” (1 Тим. 2: 5), Богочеловек, в котором “Слово стало плотью” (Ин. 1: 14). Вот почему благословение было древнейшей чертой, которой Он означен был еще Патриархам, например, Аврааму: “благословятся в семени твоем все народы земли” (Быт. 22: 18). Вот почему и апостол, желая изобразить благодеяния Христовы роду человеческому, сказал, что Бог Отец благословил “нас во Христе всяким духовным благословением в небесах” (Еф. 1: 3). Вот почему и мы, преподавая наше заимствованное благословение, обыкновенно употребляем имя Иисуса Христа, особо или в составе имени Пресвятой Троицы, и крестное знамение Христово.
Из подателей заимствованного благословения родители являются некоторым образом естественными посредниками между творческим Словом и своими детьми, поскольку некоторым образом довершили над ними дело создания, произведя их на свет. Вот почему естественно важно и сильно благословение родительское, особенно же, если благочестием возвышается до силы благодатной. В этом роде удивительны благословения Патриархов. Например, благословение Сима Иафету: “да распространит Бог Иафета” (Быт. 9: 27) теперь, после нескольких тысяч лет, как сильно еще действует в потомках Иафета, европейцах, которые не перестают распространять во все страны света свои поселения, торговлю, власть, религию, нравы.
Священник есть раздаятель благословения, по чину благодатного тайноводства. Еще в первоначальном постановлении о законном священстве Бог сказал священникам: “благословляйте сынов Израилевых” (Чис. 6: 23). И в Новом Завете, когда Господь повелел апостолам и преемникам их служения до скончания века учить, крестить, вообще священнодействовать “во имя Отца и Сына и Святого Духа” (Мф. 28: 19), Он вложил через это в них силу Своего благословения и дал им власть преподавать его. По этому судите, достойно ли внимания благословение священства. Не о том думайте, какой рукой, или в каком сосуде, но какой Божественной Лозы духовное вино подается вам через благословение служителя Христова.
Впрочем, и то справедливо, что “кто будет чист <…>, тот будет сосудом в чести, освященным и благопотребным Владыке, годным на всякое доброе дело” (2 Тим. 2: 21). Поэтому святые, как сосуды, верою и духовными подвигами очищенные, благодатью исполненные, любовью отверзаемые и переливающиеся, являются не столько почерпателями и раздаятелями благословения на время, по должности, по нужде, сколько живыми потоками благословений, неистощимо текущими и орошающими. Благословение Христово непрестанно льется в них и переливается через них, “как драгоценный елей на голове, стекающий на бороду, бороду Ааронову, стекающий на края одежды его; как роса Ермонская, сходящая на горы Сионские, ибо там заповедал Господь благословение и жизнь на веки” (Пс. 132: 2–3). Оно изливает свет и мир в души, исцеления в тела, доброе вспомоществование в начинания и дела, благоустройство в места, невидимую, но богато и разнообразно плодотворную небесную росу на землю.
Как вожделенно должно быть то, чего сам вседовольный Бог желает! А Он желает, Он требует Себе от нас, и от всех Своих творений, благословения: “Благословите ныне Господа, все рабы Господни” (Пс. 133: 1). “Благословите Господа, все Ангелы Его <…>; благословите Господа, все дела Его” (Пс. 102: 20, 22). Возлюбим же и мы благословение, и, прежде всего, собственно Христово благословение.
Преклоним сердце и перед всяким благословением святыни, по той же причине, что в нем нисходит благословение Бога Слова.
Поскольку во всяком неложном благословении через благословляющего человека сокровенно течет благо­творное Слово Божие, то помыслим, братия, какую духовную выгоду имеем мы, когда благословляем. Тогда, как мы отверзаем сердце наше человеку, подавая благословение, Бог Слово изнутри отверзает вход в сердце наше Своему благословению. Подавая человеку, мы приобретаем от Бога.

stsl.ru
Печатается с сокращениями
в редакции “ЦПГ”,
подготовил Михаил Мазурин

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Об авторе Михаил Мазурин

Родился в 1976 г. в Донецке. В 1998 г. окончил Киевский государственный университет культуры и искусств (Николаевский филиал; квалификация: книговед-библиограф). В 2006–2011 гг. прошёл профессиональную переподготовку в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете (г. Москва) по программе профессиональной переподготовки «Теология». С 2007 г. – сотрудник «Церковной православной газеты». Редактирует официальные и епархиальные новости.

Добавить комментарий