Архиепископ Бориспольский Антоний: “Духовные учебные заведения — на пути к Болонскому процессу”

— Владыка, духовные учебные заведения в России и Украине ступили на путь интеграции в Болонский процесс. Какие задачи в этой связи ставит перед собой Учебный комитет Украинской Православной Церкви? Ведь в Украине своя ситуация, в России — своя. Не получится ли так, что, следуя к единой цели разными путями, мы придем к некоторым расхождениям?

— Мы исходим из того, что у нас единая Церковь. И в этом плане у нас единая цель, единый набор задач. Нам необходимо за очень короткий срок создать единую систему духовного образования, но с учетом национального законодательства. Также важно понимать, что духовные школы — это не просто учебные заведения, которые дают соответствующие знания. Мы воспитываем будущих священнослужителей, людей, которые понимают, хранят и способны передавать Церковное Предание — основу духовной жизни. Расхождения будут. Даже Болонский процесс предполагает сохранение уникальности национальных образовательных систем. Полагаю, что и в рамках самой Украинской Православной Церкви между семинариями будут различия в учебных процессах. К примеру, в западных регионах более важен образовательный аспект, связанный с преподаванием сравнительного богословия. На востоке, из-за присутствия множества различных христианских конфессий, важно углуб­лять изучение сектоведения. Различий бояться не нужно. Важно, чтобы мы смогли синхронизировать, согласовать эти процессы.

— Реформа подразумевает интеграцию в европейское пространство. Готова ли к этому Церковь, хватит ли у нее сил держать удар перед секулярными тенденциями европейского общества?
— Церковь держит удар на протяжении уже двух тысяч лет. Наша задача — за очень короткий срок подготовить людей, которые будут способны интегрироваться в европейское научное пространство, чтобы сохранять и защищать христианские ценности. В конце концов, это имеет важное значение для развития всей нашей цивилизации. За двадцатилетний период существования Церкви без атеистических тисков сделано уже многое. У нас есть богословы и ученые достаточно высокого уровня. Если вы посмотрите на состав любой европейской богословской конференции, то увидите, что везде присутствуют представители Русской Православной Церкви. И здесь система духовного образования сталкивается с вопросом качества образования. Методология Болонского процесса может оказаться в этом ценным подспорьем.

— Как стимулировать преподавателей, администрацию, студентов, чтобы они работали с отдачей, чтобы преобразования не остались только на словах или на бумаге? Каков в этом деле опыт Киевских школ?
— Действительно, есть опасность формального подхода к реформе, но я думаю, что мы все люди ответственные перед Богом, перед историей, и каждый, кто руководит духовной школой, понимает, что у нас нет другого пути, кроме реального изменения ситуации. Мы стараемся, чтобы молодые люди, приходящие к нам учиться, понимали и ценили то богатство вечности, которое несет Церковь, ведь именно тогда образовательный и воспитательный процессы дадут плод — достойного священнослужителя. Но решение поставленных задач здесь комплексное, начиная от материальных и бытовых, заканчивая планированием и поддерж­кой инновационного развития и научных исследований наших преподавателей.
В Киевских духовных школах эта комплексная программа осуществляется по благословению Блаженнейшего Mитрополита Владимира. В течение последних трех лет улучшилась бытовая сфера. Значительно изменился преподавательский состав, сейчас мы приглашаем специалистов по конкретным направлениям. Если их нет в Киеве, они приезжают из других областей. Если их нет в Украине, мы приглашаем их из Европы. Также стремимся повышать заработную плату преподавателей, например в этом году удалось ее увеличить на 30 %. Осуществляем доплаты за ученые степени и научные звания. Привлекаем молодых людей к научной работе. Заинтересовывая студентов работой в академическом журнале, мы стремимся стимулировать в них вкус к литературной деятельности, развивать самостоятельность мышления. Преподаватели принимают участие в различных конференциях, активно обмениваются опытом. Вся эта деятельность ведется, но мне хочется подчеркнуть, что Болонский процесс не должен стать лишь внешней вывеской, которую мы повесим на фасаде и успокоимся, в то время как реальные результаты будут далеки от идеала.

— Вы являетесь сопредседателем Комиссии Межсоборного присутствия по образованию. Какой Вы видите деятельность Комиссии и Учебного комитета УПЦ? Нет ли здесь двойной работы?
— Межсоборное присутствие — это совещательный орган, где проходит предварительное обсуждение проблем, поиск путей их решения. Учебный комитет — исполнительный орган, претворяющий эти решения в жизнь. Например, одно из заседаний Комиссии Межсоборного присутствия по образованию было посвящено изучению деятельности теологических факультетов в Европе и в мире. Например, в Украине сегодня существует структурная проблема: совершенно не ясен механизм взаимодействия таких факультетов и Церкви. Теологические факультеты находятся, так сказать, в свободном плавании, в то время как в Европе, так или иначе, любой теологический факультет соподчинен конфессии, которая в данном регионе является преобладающей.

— Прокомментируйте, пожалуйста, в каком состоянии находятся межакадемические связи и контакты в духовных школах.
—  Сегодня каждой духовной школой проводятся научные конференции, которые становятся международными, создается положительный эффект, поскольку развивать богословие самостоятельно, не имея взаимосвязи с другими учебными заведениями, — это изоляция, которая ни к чему хорошему не приведет. С помощью такого тесного взаимодействия мы решаем вопрос научного уровня наших диссертаций. К примеру, сейчас при защите диссертации мы на третий отзыв обязательно ищем специалиста или в Петербурге, или в Москве, или в Минске. Такой подход позволяет поднять уровень работы и одновременно развить научные контакты. Если сравнить диссертационные работы 80‑х, 90‑х и даже начала 2000‑х годов с кандидатскими исследованиями, которые проводятся сейчас в духовных школах — это уже совсем другой уровень. Наши работы начинают цитировать в научной среде. Этот важный показатель является плодом тесного взаимодействия между нашими учебными заведениями.

— Как Вы думаете, возможна ли в духовной академии реализация классической университетской идеи о единстве научного исследования и учебного процесса? Ведь научный поиск подразумевает некую либерализацию, т. е. свободу научной мысли. Нет ли здесь какого-то противоречия?
— Противоречия здесь не может быть, ведь человек наделен высшей ценностью от Бога — свободой. Другой вопрос, чему эта свобода служит? Чем бы человек ни занимался, он должен исходить из того, что его призвание — достичь Царства Божия. Но люди, которых Господь призвал в духовную семинарию и впоследствии в академию, должны освоить богословие и излагать вечные истины, хранимые Преданием, однако излагать эти истины современному человеку необходимо на понятном ему языке. Свобода мысли у церковного человека не выходит за рамки церковного единства, основанного на любви. Вопрос может ставиться о способности человека к этой свободе, способности к интеллектуальной деятельности. Существуют интеллектуальные искушения, но человек призван преодолевать их. Проблема, которую Вы обозначили, подводит нас к очень важному вопросу: что может быть стержнем реформ духовного образования? И здесь главное, чтобы человек мог впитать, сохранить и впоследствии передать Предание Церкви. Если мы сумеем этого добиться, то цель реформы будет достигнута.

— Владыка, в заключение позвольте спросить: какие шаги необходимо в ближайшем будущем предпринять, как нам координировать совместную деятельность?
— Необходимо продолжить встречи руководителей духовных учебных заведений. На этих встречах проясняется постановка задачи, происходит обмен опытом. Ведь не секрет, что Болонский процесс по-разному оценивается. Порой к нему проявляется некая боязнь, но эта боязнь от незнания. Необходим цикл методических семинаров для администраций и преподавателей тех учебных заведений, которые в числе первых входят в Болонский процесс. Учебный комитет Украинской Православной Церкви будет оказывать содействие подобным мероприятиям. Создан научно-методический совет, задача которого и состоит в объяснении и разъяснении наших шагов. Важные мероприятия были уже проведены и в Москве, и в Минске, сейчас проходит семинар в Смоленской духовной семинарии. Необходимы обмен опытом и открытая дискуссия по насущным проблемам. Дальнейшие мероприятия мы будем осуществлять также совмест­но с Учебным комитетом Русской Православной Церкви.

Беседовал главный редактор
официального портала
Учебного комитета РПЦ
иеродиакон Родион (Ларионов)

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Добавить комментарий